-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 

“айны деревьев-2

ѕ€тница, 08 јпрел€ 2011 г. 16:11 + в цитатник

–€бина

 ак и €блон€, женщинам дает силу р€бина. ¬ старину полагали, что она пробуждает в представительницах прекрасного пола любовь и прибавл€ет красоты. — этой же целью рекомендовали носить самодельные бусы из €год р€бины. »спокон веков р€бина символизировала скромность и из€щество. „тобы уберечь дом от пожара, р€бину сажали вокруг дома. —уществовало мнение, что р€бина развивает дар предвидени€ и оберегает от бед. Ќад порогом прикрепл€ли две веточки р€бины, перев€занные крест-накрест красной ниткой – от сглаза. ј туристы и в наше врем€ дл€ дезинфекции воды кладут в нее на три часа ветку р€бины с €годами.

¬ Hовгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью р€биновые пруть€, чтобы покойник не возвратилс€ домой. ¬ ¬оронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище р€биновые корень€, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. ¬ 1630 году некий сын бо€рский, обвин€вшийс€ в колдовстве, рассказал на следствии, что, ид€ на свадьбу к своему брату, он сломил по дороге ветку гнилой р€бины и сказал: "Kак хто пойдет на свадьбу или куды-нибудь и сломит... ветку р€бины, и того де человека притка (болезнь) никака€ не возьмет".

ѕри различных болезн€х человек трижды пролезал через расколотую надвое и св€занную по кра€м р€бину или сквозь р€биновый куст. Hа –усском —евере пастух отправл€лс€ в лес и вырывал с корнем три деревца — р€бину, ель и сосну, расщепл€л их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз выгон€л скот на пастбище весной.

¬ –оссии и Ѕелоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты р€бины, использовать р€бину на дрова, обрывать цветы и даже €годы р€бины. Ѕелоруссы считали р€бину мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же умрет кто-либо из его дома.
–€бину нельз€ было рубить и потому, что знахари переносили на нее болезни человека; кто срубит такое дерево — сам заболеет и умрет.

ѕо русским и белорусским поверь€м, у того, кто причинит р€бине вред, будут болеть зубы. ѕри зубной боли тайно на утренней заре вставали перед р€биной на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор, где обещались взамен на избавление от боли, не вредить р€бине. ѕотом возвращались домой так, чтоб никого не встретить и не огл€дыва€сь.

¬ народных песн€х, преимущественно лирических, р€бина символически сопоставл€етс€ с тоскующей женщиной, а горечь ее €год ассоциируетс€ с безрадостной жизнью.

картинка

 алина

¬ представлени€х русского народа судьбу женщины символизировала и калина. Ќе случайно ее алые €годы использовали как украшение венка невесты, а также свадебного пирога. Ќа ”краине новорожденную девочку, дл€ того чтобы она была здорова и счастлива, купали в воде с €годами калины. ≈ще калину, как олицетворение материнской заботы, сажали на могилах неженатых и рано умерших мужчин.

картинка

 ипарис

ј вот мужским деревом считаетс€ кипарис. »здавна существует убеждение, что это дерево оказывает положительное вли€ние на половую активность мужчин, усиливает потенцию.  ипарис вносит в супружеские узы гармонию и смелость. ‘итотерапевты говор€т, дл€ того чтобы ощутить чудодейственное вли€ние кипариса, можно выращивать его дома. » тогда мощна€ энергетика кипариса наделит мужчину оба€нием и шармом. “акже есть мнение, что кипарис поможет с проблемой, котора€ требует немедленного разрешени€.

картинка

„еремуха

„еремуха в –оссии олицетвор€ла молодость и жизнелюбие.   ней обращались люди, страдающие меланхолией, хандрой, равнодушием. ќна всел€ет в душу оптимизм, радость, унимает боль от разочарований и помогает в любви.

картинка

ќрешник

—лав€не верили, что восстановить справедливость поможет орешник. „тобы успокоитьс€ и прин€ть верное решение, люди часто приходили к этому дереву «за советом». —егодн€ многие фитотерапевты считают, что у лещины действительно очень сильна€ энергетика, способствующа€ объективному взгл€ду на проблему.

¬ народной культуре западных и южных слав€н — св€щенное дерево, св€занное с загробным миром и сферой метеорологии.
Ћещина относилась к "благословенным" деревь€м, в которые "не бьет гром". ¬месте с тем полагали, что гроза и гром, не властные над самим деревом, губительно вли€ют на его плоды. ќрехи порт€тс€, черне€, как бы сгора€ изнутри.
Ѕлагодар€ своему статусу лещина широко использовалась в качестве оберега от нечистой силы.

ƒемонов, насылающих на детей бессонницу, болгары изгон€ли, обход€ колыбель ребенка с зажженной ореховой веткой. ќреховыми ветками защищались от русалок.

Ћесной орех был действенным оберегом от хтонических существ, прежде всего змей и мышей. Ѕолгары полагали, что змеи не только бо€тс€ лещины, но и умирают от нее. „ехи и словаки подкладывали ветки лесного ореха в амбары, били ими по стенам домов и кладовых, изгон€€ таким образом оттуда мышей.

¬ Ѕолгарии, ћакедонии и восточной —ербии лесной орех и его ветки считались местом обитани€ душ предков.

ѕри рождении жеребенка домашние старались его как можно быстрее подн€ть с земли, говор€ при этом "ќставь ореховое, возьми кизиловое", тем самым жела€ новорожденному поскорее покинуть сферу небыти€, откуда он по€вилс€ на свет, и начать расти, быть здоровым (символика кизила, как дерева здоровь€ и крепости). Ёти же слова произносила мать ребенка, который долго не мог научитьс€ ходить, т.е. не завершил еще своего перехода в "этот" мир. “е же слова адресовались порой и т€желобольному человеку.

 ак вс€кое другое плодовое дерево, лесной орех широко используетс€ в производительной магии (как то скотоводство, земледелие, накопление приданного).

картинка

 лен

Kлен (€вор) — в этиологических предани€х западных и восточных слав€н дерево, в которое превращен ("закл€т") человек. ѕо этой причине кленовое дерево не используют на дрова, ("€вор от человека пошел"), не подкладывают листь€ клена под хлеб в печи (в листе клена вид€т ладонь с п€тью пальцами), не делают из него гроб ("грешно гноить в земле живого человека") и т.д.
ѕревращение человека в €вор — один из попул€рных мотивов слав€нских баллад. ћожно сравнить это с типичным дл€ восточных слав€н причитанием матери над умершим сыном, обращением к нему: "јй, мой сыночек, мой же ты €ворочек" и пр.

¬ южнослав€нской традиции, где подобные баллады неизвестны, клен тем не менее мыслитс€ причастным к человеческой судьбе. —огласно сербским поверь€м, если сухой клен обнимет неповинно осужденный человек, клен зазеленеет; если же к зеленеющему весной клену прикоснетс€ несчастливый или обиженный человек — клен высохнет.

 лен олицетвор€ет сдержанность. ¬ прошлом клен называли добрым, светлым деревом, полага€, что на нем обитают божества. √оворили, что клен, растущий возле дома, приносит ему благополучие, защищает от стихии и зла.

картинка

Ћиственница

Ћиственница среди деревьев играет умиротвор€ющую роль. ¬ старые времена, чтобы исцелить душевные раны, первым делом обращались к лиственнице. » сейчас вер€т, что если искренне поведать дереву о своих переживани€х, оно непременно улучшит настроение и поможет настроитьс€ на позитив.

картинка

»ва

¬ ƒревней √реции ива была символом вдохновени€, меланхолии, женской грациозности. —лав€не считали, что ива сочувствует страдани€м человека и принимает на себ€ всю его боль. »звестно, что многие европейские народы считали, что ива способна исцелить женщину от бесплоди€: дл€ этого ветви ивы клали под кровать.

Ѕереза

ќдно из наиболее почитаемых у слав€н деревьев. ћожет выступать как "счастливое" дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, св€занное с женскими демонами и душами умерших.
огласно карпатским поверь€м, если женатый мужчина посадит во дворе березу, то кто-то из членов семьи умрет. Hа –усском —евере, место, где когда-то росли березы, не использовали дл€ постройки дома.

¬месте с тем, иногда и во многих местах березу специально сажали около дома дл€ благополучи€ семьи, по случаю рождени€ ребенка... [“акие противоречи€ могут быть св€заны с "женской" природой березы.]

”становленна€ в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровь€ хоз€ина и семьи. Ѕерезовые ветки втыкались в поле, чтобы получиьт хороший урожай льна и злаков. Ѕерезовое полено закапывали под порогом новой конюшни, "чтобы велись кони".

∆енска€ символика березы про€вл€етс€ в обр€дах лечени€ детских болезней: например, больных девочек носили к березе, а мальчиков — к дубу. ¬ брачных обр€дах символами жениха и невесты были дуб и береза.

¬ ѕолесье считалось, что близко к дому посаженна€ береза вызывает женские болезни у ее обитательниц; что наросты образуютс€ на березе от "женских прокл€тий". ¬ некоторых полесских селах на похоронах тело женщины покрывали березовыми ветками, тело мужчины — ветками топол€. ¬ свадебных и лирических песенках береза — самый попул€рный символ девушки.

—в€зь березы с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в ѕолесье говорили, что они "с березы спускаютс€". ѕринадлежащим русалкам считались березы, чьи ветви спускаютс€ до земли.

¬ ѕольше такие деревь€, одиноко сто€щие в поле называли деревь€ми духов. ¬ них всел€лись души умерших девушек, которые по ночам выходили из березы и "затанцовывали" насмерть случайных прохожих. —огласно польским же поверь€м под одиноко сто€щей березой покоитс€ душа погибшего насильственной смертью, и вместо сока в ней струитс€ кровь.

Hекоторые признаки необычного вида березы (искривленна€ или сросша€с€ с другим деревом) были дл€ белоруссов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленна€ душа. ¬ многих восточнослав€нских предани€х, легендах, песн€х погибша€ девушка превращаетс€ в березку. ¬ Kостромском крае об умирающем говорили "в березки собираетс€".

Ѕереза часто упоминаетс€ как атрибут нечистой силы в демонологических поверь€х и быличках. ¬едьма могла надоить молоко с березовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке. Ѕелые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданый чертом хлеб в березовую кору; женщину, в которую "вселилс€" бес, во врем€ приступа "бросало" на березу.

— помощью березовых веток пытались оберечьс€ от нечистой силы, особенно "ход€чих покойников". Hакануне »вана Kупалы березовые ветки, воткнутые в стены хлева не давали ведьмам доить молоко с чужих коров, и навредить им вообще. Hа рога коровам тоже надевали березовые венки. ” западных слав€н надежным оберегом считалась березова€ метла, прислоненна€ к постели роженицы или колыбели новорожденного. ¬о многих местах верили, что битье больного ребенка березовым прутом избавит его от болезни.

Ѕереза также использовалась дл€ "передачи болезни". ѕод березу выливали воду, оставшуюс€ от купани€ больного ребенка. –усские кресть€не обращались с просьбой к березе об исцелении от болезни, при том скручива€ над больным березовые ветки, угрожа€ не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. ¬ ћазовии страдающий мал€рией должен был потр€сти березу с приговором "“р€си мен€, как € теб€, а потом перестань."

картинка

ƒуб

ќдно из наиболее почитаемых у слав€н деревьев. —имволизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. —в€зан с образом громовержца ѕеруна, служил местом и объектом жертвоприношений.

” балтийских слав€н дуб или дубова€ роща считались местопребыванием божества. ѕочитание дубов у восточных слав€н где-то до 18-19 вв. сохран€ло кое-где религиозный характер: возле них служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах, приписыва€ им целительную силу. ƒуховный –егламент 1721 года констатировал, что "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви онаго дуба поп народу раздает на благословение".

¬ —ербии кажда€ сельска€ община имела по нескольку св€щенных деревьев — "записов". » обычно это бывали дубы. ¬ Ѕолгарии недалеко от —офии были три чтимых дуба, котогрые как бы охран€ли окрестные пол€ от града, бурь и других бедствий.

¬ конце 19 в. белорусы ћинской губернии рассказывали легенду о том. что давным-давно “рос на одной пол€нке “стародавний дуб” очень больших размеров. ≈сли кто, бывало. ударит его топором, то непременно с тем случалось несчастье. ј когда. по приказанию владельца, срубили этот дуб, то, пада€, он раздавил всех рубивших его, и. кроме того, целую неделю свирепствовала страшна€ бур€, с громом и молнией, причинивша€ много бед”.

Kое-где у старообр€дцев-беспоповцев еще в середине 19 века брачный союз заключалс€ таким образом: парень, сговор€сь с девицей, отправл€лс€ вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Hа культовую роль дуба указывают и археологические находки: в 1975 году со дна ƒнепра подн€ли древний дуб, в свол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей. ¬ 1910 году подобный дуб извлекли со дна ƒесны. ¬идимо, эти деревь€ использовались при совершении жертвоприношений.

” р€да европейских народов дуб посв€щалс€ верховному богу-громовержцу; на св€зь дуба с культом ѕеруна у слав€н указывает, в частности, местность ѕерунов ƒуб, упоминаема€ в грамоте 1302 года.

¬ средневековых апокрифах дуб или железный дуб изображаетс€ как мировое дерево: он был посажен в начале сотворени€ мира, стоит "на силе Ѕожией" и держит на своих ветв€х весь мир.

¬ ∆итомирской области в заговоре от детской бессонницы обращались к дубу, кажда€ ветка которого имеет собственное им€: ветка с желуд€ми — мужское, а без желудей — женское. ≈сли бессоннницей страдала девочка, то в заговоре упоминалось им€ ветки-мальчика, и наоборот. «нахарка или мать предлагали дубу покумитьс€ и не трогать детей друг у друга.

ƒуб также использовалс€ дл€ перенесении на него болезни. ќсобенно удачны дл€ людей были дубы со сквозным отверстием, через которое можно было протаскивать детей. ѕотом такой дуб обв€зывали кушаком.

 
картинка 
 
–убрики:  »нтересное
ћетки:  


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



vasily_sergeev   обратитьс€ по имени —уббота, 09 јпрел€ 2011 г. 02:05 (ссылка)
—пасибо, хороший пост! :)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку