ѕремьер-лига. 13-й тур. futbolist.ru

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

Ќародные промыслы. јбрамцево-кудринска€ резьба

—реда, 03 »юл€ 2013 г. 22:47 + в цитатник

ќсновой мотив орнамента абрамцево-кудринской резьбы по дереву - растительный в виде м€гко изгибающихс€ цветов, трав, листьев, ветвей.  —вое название она получила от усадьбы јбрамцево в деревне  удрино, где возникла в конце XIX века. ќдним из создателей этой резьбы был мастер ¬. ѕ. ¬орноcков.

јбрамцево-кудринска€ резьба по дереву — народный промысел, который по€вилс€ в конце XIX века. ¬ 1884 (по другим сведени€м в 1882) году в подмосковном имении —.».ћамонтова јбрамцево при школе грамотности, основанной женой Ќаперстки мецената ≈.√.ћамонтовой, была организована стол€рна€ мастерска€ дл€ кресть€нских детей из соседних деревень, которую возглавила ≈.ƒ.ѕоленова (сестра ¬.ƒ.ѕоленова).


 
ќбучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончани€ выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. ѕо образцам ѕоленовой мастера изготавливали резные издели€ (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д), которые продавались в специально открытом магазине на ѕоварской улице в ћоскве. —реди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла ¬асилий ѕетрович ¬орносков. ѕройд€ курс обучени€, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне  удрино.

абрамцево-кудринска€ резьба, хотьковска€ резьба

—начала ¬орносков и работавшие с ним мастера производили издели€ на токарной и стол€рной основе с легкой ажурной геометрической резьбой, но ¬орносков искал свой собственный стиль резьбы и создал его — построенный на невысоком м€гком рельефе, кружевном узоре веток и листьев, оплетающих поверхность издели€, с закруглением краев рельефа. ƒл€ выполнени€ такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. «атем готовые издели€ обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставалс€ матовым. ¬орносковска€ или кудринска€ резьба стала очень попул€рной, дерев€нные издели€ с такой резьбой продавались по всей –оссии.

¬ первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стил€ оказали профессиональные художники — ¬. ». —околов, —. ¬. ћалютин, сотрудники  устарного музе€.

»здели€ ¬орноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчЄркивающей природную красоту дерева. ¬ основе растительного орнамента лежат не только образцы резных кресть€нских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. –азвитие орнамента кудринских мастеров шло от соединени€ отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композици€м, покрывающим всЄ изделие.

¬ начале XX века в окрестных селах организуютс€ новые артели: ’отьковска€ (1910г.), ћутовкинска€ (1918г.),  удринска€ — т.к. мастерска€ ¬орноскова во врем€ ѕервой ћировой войны закрылась (1921г.), Ћевковска€ (1931г.), јхтырска€ (1932г.). ¬ 1922 году в  удрине была организована артель «¬озрождение», котора€ стала быстро развиватьс€, в середине 1930-х годов в ней работало уже более 120 человек. »здели€ артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. ¬ 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в “реть€ковской галерее. Ёто единственна€ работа кудринцев в области монументального искусства.

абрамцево-кудринска€ резьба, хотьковска€ резьба

  ћеждународной выставке в ѕариже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, дл€ которой были повторены многие ранние вещи ¬. ѕ. ¬орноскова. ¬ последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — ¬. ¬. ¬орносков, ћ. ¬. јртемьев, ј. ». √ул€ева, «. Ќ. Ѕородулина, “. ¬. јльхимович, Ћ. ¬. Ѕаркан, Ќ. Ќ. и √. ». —иманкины. ¬ насто€щее врем€ центр промысла находитс€ в городе ’отьково —ергиево-ѕосадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. ћастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит јбрамцевский художественно-промышленный колледж имени ¬. ћ. ¬аснецова.

¬ 1936г. путем сли€ни€ трех артелей:  удринской, ћутовкинской и јхтырской была образована јхтырска€ артель. ¬ 1940 году она объединилась с ’отьковской, образовав в ’отькове јхтырскую стол€рно-художественную артель. ¬ 1960 году эта артель была преобразована в ’отьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с ’отьковской фабрикой "Ќародное искусство", где продолжает развиватьс€ абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

ћастера абрамцево-кудринской резьбы производ€т издели€ на стол€рной и токарной основе с резьбой, удачно сочета€ традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. »здели€ обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. √лавна€ же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихс€ ветвей и побегов. ƒл€ изготовлени€ изделий используетс€ древесина липы, реже — березы. Ќа поверхность издели€ наноситс€ контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. —реди лучших мастеров — ћ.¬.јртемьев, ј.».√ул€ева, “.¬.јльхимович и др.

—овременный ассортимент изделий включает в себ€ предметы утилитарного назначени€ (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

ƒл€ изготовлени€ изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. ѕосле токарной или стол€рной обработки на поверхность издели€ наноситс€ контур будущего рисунка  на подготовленное изделие. ќбычно это делаетс€ с помощью копирки.

абрамцево-кудринска€ резьба, хотьковска€ резьба

ѕерва€ стади€ работы – наколка. ѕри этом снимаютс€ участки дерева по контуру рисунка, работа выполн€етс€ полукруглой стамеской (или несколькими разной ширины и радиуса). ѕри этом контур узора получаетс€ «рваным», состо€щим из некоторого количества полукруглых, ногтевидных кромок.

Ёто исправл€етс€ на следующем этапе – подрезке. ‘он выбираетс€ либо ножом (например, богородским), либо теми же стамесками. ѕри этом полученные кромки сглаживают, превраща€ несколько ногтевидных резов в изогнутую гладкую линию. Ќа этом же этапе убираютс€ все заусенцы, обрывки волокон и другой «мусор», получившийс€ в результате наколки узора. ≈сли в сложных местах орнамент не получилось прорезать стамеской, он дорезаетс€ ножом.

ƒалее идет сн€тие фасок. „ем больше их будет, тем более выпуклым и €рким будет узор. Ќаилучшим вариантом €вл€етс€ фаска, сн€та€ полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). «десь же убираютс€ все мелкие огрехи работы, удал€ютс€ острые ребра и углы, резьба как бы сглаживаетс€, закругл€етс€. ƒл€ кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.

ѕоследним этапом €вл€етс€ насечка – тонкие резы на выпуклых поверхност€х, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Ёто могут быть прожилки на листь€х и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Ёту часть работы, как и предыдущую (сн€тие фасок) выполн€ют ножом, но иногда используютс€ самые мелкие полукруглые стамески дл€ ногтевидных насечек.

ќкончательна€ обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрыти€. Ўлифование выполн€етс€ наждачной бумагой, дл€ тонировки используетс€ морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (дл€ имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрыти€ используетс€ воск или лак. »нтересный эффект получаетс€ при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (дл€ их высветлени€) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента. яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углублени€ подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает издели€м неповторимую прелесть.

источник

–убрики:  »скусство
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м

анастаси€_аа   обратитьс€ по имени „етверг, 04 »юл€ 2013 г. 04:49 (ссылка)
благодарю..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку