-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Desert_Man

 -Подписка по e-mail

 


Судьбы известных людей. Пифагор

Вторник, 23 Июня 2015 г. 11:33 + в цитатник

 

(ок. 570-500 до н э )

 На вопрос о том, кто такой Пифагор, большинство людей, наверное, ответят, что это великий древнегреческий математик, создатель знаменитой теоремы о равнобедренных треугольниках…

 Но это самое малое, что мы можем о нем сказать...Давайте углубимся в его биографию!

 Самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти, причём сам Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его учеников, не всегда беспристрастных.

 

Сведения о Пифагоре до его отъезда в Великую Грецию чрезвычайно малочисленны.

Ранние источники называют его родиной Самос, с чем солидарна и большая часть поздних авторов. Отцом Пифагора обычно называют Мнесарха. О профессии Мнесарха высказывались различные мнения одни считали его богатым купцом, другие - золотых дел мастером, резчиком гемм. Упоминание о такой редкой профессии не очень похоже на чье-то изобретение, но первый вариант все же предпочтительнее Самосский аристократ вполне мог заниматься торговлей хлебом (но никак не ремеслом), а образование и характер политической деятельности Пифагора явственно указывают на знатность и  богатство его происхождения.

 

  Существует несколько легенд, связанных с рождением философа

По одной их них, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, то ли по делам, то ли в свадебное путешествие - оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой - Бог Аполлон, устами оракула, посоветовал им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбылось - в Сидоне Парфениса родила мальчика

По древней традиции Парфениса приняла имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекла Пифагором, то есть предсказанным Пифией .

По другой версии, Пифагор (то есть "убеждающий речью") - это прозвище, которое дали ему потому, что он высказывал истину так же постоянно, как Дельфийский оракул.

 

  Датой рождения Пифагора принято считать приблизительно 570 год до н.э. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвиг алтарь Аполлону и окружил юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.

 

  Будущий великий философ и математик уже в детстве обнаружил большие способности к наукам.

 

У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор постиг основы музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из "Одиссеи" и "Илиады" Гомера. Первый учитель прививал своему юному воспитаннику любовь к природе и ее тайнам. "Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения".

 

Согласно преданию, при помощи учителя Пифагор с острова Самос перебрался на Лесбос, где жил у своего родственника Зоила. Там Пифагор познакомился с поэтом и философом Ферекидом Сиросским - другом Фалеса Милетского У Ферекида Пифагор учился астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам.

 

Прожив на Лесбосе несколько лет, Пифагор отправился в Милет - к знаменитому Фалесу. Пифагор слушал лекции милетского мудреца, которому было далеко за семьдесят, и его более молодого коллегу Анаксимандра.

 

  Впрочем, большинство историков сомневается, что Пифагор обучался у Ферекида и Фалеса.  Например, Ион, впервые упомянувший Ферекида рядом с Пифагором, еще ничего не говорит об их личных контактах Но уже в следующем веке историк Андрон из Эфеса, автор книги о семи мудрецах, называет Ферекида учителем Пифагора.Таким образом, ничего определенного об учителях Пифагора сказать нельзя. Несмотря на его несомненную близость к ионийской традиции и знакомство с идеями милетских философов, никто из них, вероятно, не был его прямым наставником.

 

    Все путешествия Пифагора относят ко времени его жизни на Самосе .

В поздние времена Пифагору приписывали поездки не только к египтянам, финикийцам или персидским магам, но и к вавилонянам, эфиопам, сирийцам, индийцам, евреям, иберам, фракийцам, арабам и даже галльским жрецам-друидам.

 

original.jpg#20834900921

 

По дороге в Египет Пифагор на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учился у знаменитых сидонских жрецов.  Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат - властитель Самоса, не только простил беглеца, но даже послал ему рекомендательные письма для Амазиса - фараона Египта .

 

В Египте благодаря покровительству Амазиса.Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Ему удалось проникнуть в "святая святых" - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались Для этого Пифагор прошел посвящение в сан жреца. Изучив язык и выдержав все искусы на пути к познанию, Пифагор стал равноправным членом касты жрецов. Пребывание в Египте способствовало тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени.

 

  После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплачивать ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны Персы не пощадили даже священные храмы Подверглись гонениям и жрецы их убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и Пифагор.

 

Согласно легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, познакомился с учениями халдейских мудрецов, со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора.

 

В течение 12 лет Пифагор не по своей воле пребывал в Вавилоне.

 

Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке.

После 34-летнего отсутствия мыслитель возвратился на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ. К тому времени все, кроме состарившейся матери, были уверены в его смерти. Вскоре вместе с матерью он покинул Самос и прибыл в священный город Дельфы.

 

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Один из культурнейших центров, Самос в результате войны с персами превратился в отсталую провинцию. Свобода, а вместе с ней искусство и культура покинули Ионию. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон.

 

"Достигнув сорока лет, - говорит Аристоксен, - Пифагор, видя, что тирания Поликрата слишком сурова, чтобы свободный человек мог переносить ее надзор и деспотизм, уехал вследствие этого в Италию". Годом его отъезда с Самоса Аполлодор считал первый год 62-й олимпиады (532-531 год до н э ), основываясь, как полагают, на сочинении самого Аристоксена, а Тимей - 529 год до н э. Поликрат пришел к власти на Самосе около 540 года до н э, и до 522 года до н. э. оставался единоличным правителем острова.

Эпоха его правления была весьма благоприятна для Самоса. На острове велось большое строительство, его экономика процветала. Подобно многим греческим тиранам, Поликрат покровительствовал талантам, при его дворе жили поэты Ивик и Анакреонт, работали знаменитый врач Демокед и создатель самосского туннеля инженер Евпалин.

 

Что же заставило Пифагора уехать с Самоса. Действительно ли связь с земельной аристократией, враждебной Поликрату. Или, как считают некоторые, политические мотивы его эмиграции просто выдуманы Аристоксеном, чтобы приписать ему славу тираноборца? Любой ответ здесь 
будет гипотетическим. Можно лишь полагать, что, будь Пифагор только философом и ученым, ему, вероятно, нашлось бы место под властью просвещенного тирана.

Однако он был еще и человеком с сильными политическими амбициями и посвятил политике немалую часть своей жизни. Трудно ли было ему понять, по прошествии нескольких лет тирании Поликрата, что Самос слишком мал для них обоих? Политическая карьера в условиях тирании могла вывести его только в приближенные тирана, но этот путь вряд ли подходил для такой личности, как Пифагор.

 

Пифагор отправился в Дельфы,но перед этим обошел все храмы Греции. Он побывал в святилище Зевса, присутствовал при Олимпийских играх, стоял во главе мистерий Элевзиса… Всюду встречали его как обладающего некоей тайной властью, неведомой простым смертным.

Он направил свои стопы в Дельфы не столько для поклонения Аполлону, сколько для просвещения его жрецов. Там он увидел молодую жрицу Феоклию, сразу почувствовавшую присутствие Посвященного. Ученый оставался в Дельфах целый год и лишь после того, как жрецы были посвящены во все тайны оккультных учений, и Феоклия была готова для своей миссии, направился в Кротон, цветущий город Южной Италии, бывшей колонии Греции.

 

Там он собирался применить эзотерические науки в воспитании юношества и жизни государства.

         Вот как описывает его приезд Дикеарх (в передаче Порфирия) :

"Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кротоне, он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбой, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем, по их просьбе, дал наставления юношам, после них детям, собранным вместе из школ, и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать".

 

К сожалению, картина, нарисованная Дикеархом, слишком похожа на фрагмент Ангисфена о речах Пифагора и потому едва ли может рассматриваться, как независимое свидетельство. Маловероятно, к тому же, чтобы Пифагор смог столь быстро и без особого труда добиться влияния в чужом для него городе - ведь он прибыл в Великую Грецию в одиночку, не имея никакой поддержки.

 

         Судьба таких людей в VI веке до н. э редко была завидной. Последующий успех Пифагора действительно можно связывать с его умением убеждать людей, но у нас нет данных о том, что он сумел завоевать влияние в Кротоне уже в первые годы своего пребывания, не говоря уже о месяцах.

 

Вероятно, постепенно самосский мудрец приобретал приверженцев, первоначально, скорее всего, из среды аристократической молодежи. По словам Исократа, правда, несколько ироническим, слава Пифагора была настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они больше общались с ним, чем занимались собственными делами. Он призвал молодых людей в храм Аполлона, а девушек — в храм Юноны. Был создан в Кротоне и институт пифагорейцев, который являлся одновременно и академией наук, и коллегией этического воспитания, и образцовой общиной. Под руководством великого Посвященного ученики этого заведения достигали гармонии души и интеллекта с Вселенной.


Маленькая община избранных помещалась в белом здании, возвышавшемся на холме под сенью каперсов и олив.Молодые люди, желавшие вступить в общину, должны были пройти сквозь череду испытаний. Не все могли вынести пост, одиночество и насмешки над собой, потому многие, не пройдя экзамена на самообладание, покидали школу Пифагора.

 

 

original.jpg#20281046619


Несколько слов о семье Пифагора

В Кротоне Пифагор прожил 30 лет. В возрасте 60 лет он женился на молодой красавице Феано ( в других источниках Теано).В псевдопифагорейской литературе Теано была чрезвычайно популярна. Ей приписывалось множество сочинений, писем и масса нравоучительных высказываний, которые рисовали образ идеальной жены и матери.

 

Запутаны и сведения о детях Пифагора.

Тимей сообщает, что "дочь Пифагора была в девичестве первой в хороводе девиц, а в замужестве - первой в хороводе замужних". Согласно Порфирию, ее звали Мийа. Из сыновей Пифагора чаще всего называют Те-лавга и Аримнеста, хотя в поздней традиции встречаются и другие имена его сыновей, а также дочерей. Семейная биография Пифагора сочинялась уже в эллинистическое время, при этом почти каждому члену его семьи приписывались какие-то сочинения. Оценить, насколько достоверны хотя бы имена его родственников, практически невозможно.

 

Существует красивая легенда, по которой после первой прочитанной лекции Пифагор приобрел 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими женами и детьми образовали громадную школу и создали государство, названное "Великая Греция", в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

 

Молодые ученики Пифагора стали, очевидно, основной силой пифагорейского сообщества, распространившего свое влияние сначала в Кротоне, а затем и за его пределами. Пифагору удалось поставить во главе государства правителей, опирающихся на высшее знание, образовав Совет Трехсот (нечто вроде научного, политического и религиозного Ордена, главой которого был признан сам Пифагор). Пифагорейский Орден существовал в течение 50 лет.

 

         В Пифагорейский союз принимались только мужчины после определенных испытаний, и жизнь в этой школе была организована по строгим правилам. В своем первоначальном виде этот союз просуществовал недолго и был разгромлен политическими противниками пифагорейцев. Но на протяжении столетий в античном мире оставались сторонники пифагореизма как учения о числовой основе мироздания.

 

Именно пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство ("космэ" в переводе с греческого означает "красота") Совершенство космоса, доказывали пифагорейцы, основано на определенных числовых соотношениях, которые лежат в основе движения небесных светил, в основе музыкальной гармонии и даже заключены в пропорциях человеческого тела.

        

Естественно, что арифметика и геометрия занимали особое место в интеллектуальных 
занятиях пифагорейцев. ("Самое мудрое - число", "Бог - это число чисел".) 

 

Согласно легенде, основатель союза Пифагор доказал равность катетов в прямоугольном треугольнике квадрату гипотенузы.

С тех пор эта теорема носит его имя. И в то же время пифагорейцы посвящали разные углы треугольника разным богам. Таким образом, мистика у пифагорейцев сочеталась с логикой, что в той или иной степени свойственно всем ранним греческим философам.

 

В самом числе последователи Пифагора видели не просто инструмент счета, как думаем мы. Для них каждое число имело свой мистический смысл. Особое уважение у пифагорейцев вызывали числа "три" и "десять" По словам Аристотеля, который познакомил нас со взглядами пифагорейцев в наиболее развернутом виде, вся Вселенная у них определяется "троицей". А число небесных сфер равнялось десяти.

 

Именно пифагорейцы ввели в науку и философию понятие противоположности.

         Противоположность они определили как то, возникновение чего означает гибель другого. Противоположности, считали пифагорейцы, должны исключать друг друга. Пифагорейцы составили таблицу десяти пар противоположностей предел и беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм.

 

 

piphagorandpupis.jpg

        

Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, то есть о переселении душ из одного живого тела в другое. Он будто бы утверждал, что сам некогда был Эфалидом и почитался сыном Гермеса, потом его душа, побывав в некоторых растениях, оказалась в теле героя Троянской войны Эвфорба, а затем в телах еще двух людей.

 

  Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни "философией" (любомудрием) ."Человеческую жизнь, - говорил Пифагор, - можно, прибегая к образности, сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Похоже обстоят дела и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой суете ради почестей и преуспевания, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называют себя философами - любителями мудрости, а не софами -мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней".

 

Ему первому принадлежит идея о том, что Вселенная и Земля имеют шарообразную форму (подобны сфере), а планеты (включая Землю) осуществляют движение вокруг центрального огня, так называемого «источника света».

 

Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь привлекали к ним многих людей. Здесь философия была соединена с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Видимо, в этом учении сказалась реакция на обеспеченность, роскошь, аморальность и скептицизм, которые нередко развивались в греческих полисах, разбогатевших на захватнических войнах и постепенно утерявших старые идеалы.

 

В эпоху тиранических властителей, которыми славились греческие города Великой Греции, пифагорейцы были опасны своей проповедью. Поэтому они тяготели к замкнутости, потаенности, создали настоящий тайный союз и распространили свое влияние через членов общества во многих городах, где те занимали видные должности. Они даже скрыто руководили политикой.

 

         Первым важным политическим событием, с которым традиция связывает пифагорейцев, была война Кротона с Сибарисом. В битве, происшедшей около 510 года до н. э., кротонское войско во главе с пифагорейцем Милоном, наголову разгромило сибарисов и разрушило их город. Победа над Сибарисом сделала Кротон самым сильным из городов Южной Италии; соседние полисы стали зависимыми от него "союзниками".

 

Вместе с тем эта победа привела к первой вспышке антипифагорейского движения, известной как заговор Килона. Аристоксен сообщает о нем следующие подробности : "Килон, кротонский муж, по своему роду, славе и богатству происходил из первых граждан, но был в остальном человеком тяжелым, тиранического нрава, насильником и сеятелем смуты. Всячески желая присоединиться к пифагорейскому образу жизни, он пришел к Пифагору, когда тот был уже стариком, но был им отвергнут по указанным причинам. После этого он и его друзья начали яростную борьбу против Пифагора и его соратников". Дома пифагорейцев и их имущество были разгромлены и разграблены, многие из пифагорейцев погибли.     

 

В заключение хочу рассказать о смерти Пифагора.

 Она, как вся его жизнь, тоже окутана тайной, потому что достоверно сказать, как именно умер Пифагор, невозможно. Описание смерти Пифагора его ученики и философы тех времен приводят противоречивые.

Одни говорят, что он погиб в Метапонте, когда кто-то из знакомых ему людей поджег дом, в котором он находился со своими учениками. Когда Пифагор выбежал из горящего дома, у него была возможность скрыться вместе с остальными, но он остановился и сказал: «Лучше смерть, чем прослыть пустословом». Его настигли и убили, с ним же погибло около сорока его учеников.

По другим данным, Пифагор умер от истощения в  метапонтском святилище Муз «Сорок дней ничего не евши» (Дикеарх).

Есть и еще одна версия, в которой говорится о том, что Пифагор был убит в уличной схватке, во время народного восстания. Где здесь правда, а где ложь, уже не разобраться, вся его жизнь поросла легендами и былинами.

 «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

Пифагор.

 

Источник

Рубрики:  Интересное
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям



таила   обратиться по имени С Днем Рождения!!! Среда, 24 Июня 2015 г. 06:11 (ссылка)
Благодарю!!! Чудесный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Жакэ   обратиться по имени Среда, 24 Июня 2015 г. 08:32 (ссылка)
Благодарю за интересную информацию!С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!
66531277_47549583_003b0521PYF1 (500x600, 339Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
АЛЬФИЯ_ГАБДУЛЛОВНА   обратиться по имени Среда, 24 Июня 2015 г. 11:21 (ссылка)
С днем рождения!
с днем рожд (600x414, 230Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку