-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 


ѕлем€ индейцев ѕираха. Ћюди, которые не сп€т

—уббота, 29 јвгуста 2015 г. 16:38 + в цитатник

 

” реки ћаиси в Ѕразилии живет необыкновенное плем€ индейцев ѕираха. — неповторимым бытом и своей верой. ѕисатель и бывший миссионер ƒэниэл Ёверет прожил среди пираха 30 лет!

ќни не умеют считать — даже до одного. ќни живут здесь и сейчас и не стро€т планов на будущее. ѕрошлое дл€ них не имеет никакого значени€. ќни не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распор€дка дн€. ќни ед€т, когда проголодаютс€, а сп€т лишь урывками по полчаса, счита€, что длительный сон отнимает силы.

»м неизвестна частна€ собственность и глубоко наплевать на всЄ то, что представл€ет ценность дл€ современного цивилизованного человека. »м неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населени€ земного шара.

 

 

Ћюди, которые не сп€т.

„то говор€т друг другу люди, отправл€€сь спать? ¬ разных культурах пожелани€ звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говор€щего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснетс€ утром свежим и полным сил. ѕо-пирахски же «—покойной ночи» звучит как «“олько не вздумай дрыхнуть! “ут всюду змеи!»

ѕираха считают, что спать вредно. ¬о-первых, сон делает теб€ слабым. ¬о-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешьс€ немножко другим человеком. » проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравитс€ — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ќу и, в-третьих, змей тут и правда навалом. “ак что пираха не сп€т по ночам. ƒремлют урывками, по 20-30 минут, прислон€€сь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. ј остальное врем€ болтают, смеютс€, мастер€т что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. “ем не менее сон потихоньку видоизмен€ет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«“е были гораздо меньше, не умели заниматьс€ сексом и даже питались молоком из грудей. ј потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — €. » если € не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. ќбнаружив же, что фокус не получилс€ и € оп€ть помен€лс€, € беру себе другое им€…» ¬ среднем пираха мен€ют им€ раз в 6-7 лет, причем дл€ каждого возраста у них есть свои подход€щие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике

 

 

 

Ћюди без завтра.

¬озможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не раздел€ет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношени€ с категорией времени. ќни не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодн€», и также плохо ориентируют пон€ти€ «прошлое» и «будущее». “ак что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. ј потому они никогда не задумываютс€ о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Ёверет впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. » лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потр€сение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. ¬ообще. „тобы плем€, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне гр€дущем — такое по всем канонам невозможно. Ќо факт остаетс€ фактом: пираха не запасают пищу, ои просто лов€т ее и ед€т (или не лов€т и не ед€т, если охотничье-рыбацкое счастье им измен€ет).

 огда у пираха нет еды они относ€тс€ к этому флегматично. ≈му вообще непон€тно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. ≈д€т они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.

 

 

 

 

Ћюди без цифр.

ƒолгое врем€ миссионерские организации терпели фиаско, пыта€сь вразумить сердца пираха и направить их к √осподу. Ќет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Ќо на этом общение фактически заканчивалось.

Ќикто так и не смог пон€ть €зык пираха. ѕоэтому ≈вангелическа€ церковь —Ўј сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Ёверетт был готов к тому что €зык окажетс€ трудным, но он ошибалс€: «Ётот €зык не был сложен, он был уникален. Ќичего похожего на «емле больше не встречаетс€»
¬ нем всего семь согласных и три гласных. ≈ще больше проблем со словарным запасом. ћестоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «€», «ты» и «они» пираха неумело пользуютс€ местоимени€ми, которые употребл€ют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)
√лаголы и существительные у них особо не раздел€ютс€, и вообще привычные нам €зыковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Ќапример, пираха не понимают смысла пон€ти€ «один». ¬от барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. ƒл€ них это настолько сложна€ философска€ категори€, что любой, кто попытаетс€ поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

÷ифр и счета они не знают, обход€сь всего двум€ пон€ти€ми: «несколько» и «много» . ƒве, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже €вно много. ј что такое одна пирань€? Ёто просто пирань€. ѕроще русскому объ€снить зачем нужны артикулы перед словами, чем объ€снить пираха зачем считать пиранью, если это пирань€, которую не нужно считать. ѕоэтому пираха никогда не повер€т, что они — маленький народ. »х 300 человек, а это, безусловно, много. ѕро 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. ¬ас много, и нас мнгого, это просто замечательно.

 

 

 

Ћюди без вежливости.

««дравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидани€», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относ€тс€. Ќичего из вышеперечисленного пираха не используют. ќни и без этого всего друг друга люб€т и не сомневаютс€, что и все окружающие априори рады их видеть. ¬ежливость — это побочное дит€ взаимного недовери€ — чувства, которого пираха, по утверждению Ёверетта, лишены полностью.

 

Ћюди без стыда.

ѕираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. ≈сли ’ааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. –ыбы нет, обеда нет. Ќо причем тут ’ааиохааа? ќн ведь просто уронил рыбу в воду. ≈сли маленький  иихиоа толкнул ќкиохкиаа, то это плохо, потому что ќкиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Ќо это случилось потому что это случилось, вот и все.
ƒаже малеьнких детей тут не ругают и не стыд€т. »м могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.
≈сли грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. ≈сли женщина, ушедша€ к реке рожать, не может разродитс€ и третьи сутки оглашает вопл€ми лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Ќезачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ќу, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутс€ веские аргументы. Ќо зачем туда пытаетс€ бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?

 

 

 

Ћюди, которые вид€т другое.

” пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. ѕираха знают, что они как и все живое — дети леса. Ћес полон тайн… даже нет, лес — это вселенна€, лишенна€ законов, логики и упор€доченности. ¬ лесу обитает множество духов. “уда уход€т все мертвые. ѕоэтому лес — это страшно.
Ќо страх пираха — это не страх европейца.  огда мы боимс€, нам плохо. ѕираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очаровани€. ћожно сказать, что они люб€т бо€тс€.
ќднажды Ёверетт проснувшись утром увидел, что вс€ деревн€ столпилась на берегу. ќказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. ¬ыйд€ на пл€ж, Ёверетт обнаружил, что толпа сто€ла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. Ќа слова: «“ам же никого нет! я ничего не вижу» — Ёверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. ј если ему нужен будет Ёверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.

 

 

Ћюди без бога.

¬се вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом дл€ миссионерсокй работы. »де€ единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с пон€тием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. —ообщени€ о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Ќадо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаютс€ люди.
»стори€ »исуса ’риста в переводе на пирахский тоже выгл€дела не слишком убедительно . ѕон€тие «век» «врем€» и «истори€» дл€ пираха пустой звук. —луша€ про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвозд€ми, пираха спрашивали Ёферетта, видел ли он это сам. Ќет? ¬идел ли Ёферетт человека, который видел этого ’риста? “оже нет? “огда как он может знать, что там было?

∆ив€ среди этих маленьких, полуголодных, никогда не сп€щих, никуда не спешащих, посто€нно смеющихс€ он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Ѕибли€, а религи€ не делает нас ни лучше, ни счастливее. Ћишь спуст€ годы он пон€л, что ему нужно учитьс€ у пираха, а не наоброт.

 

 

” белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгатьс€ на €кобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. ¬семирна€ истори€ колонизации — €ркое тому подтверждение. Ќо всЄ-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось плем€, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской де€тельности, ибо эта де€тельность показалась им никчЄмной и крайне неубедительной.

јмериканский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист ƒэниел Ёверетт в 1977 году прибыл в джунгли јмазонки, чтобы нести слово божье. ≈го целью было рассказать о Ѕиблии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Ќо вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

¬первые обнаруженное португальскими золотоискател€ми 300 лет назад, плем€ ѕираха живЄт в четырЄх деревн€х в районе реки ћаиси, притока јмазонки. » именно благодар€ американцу, который посв€тил годы жизни изучению их быта и €зыка, оно приобрело всемирную известность.

»стори€ »исуса ’риста не произвела никакого впечатлени€ на индейцев ѕираха. ћысль о том, что миссионер всерьЄз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

ƒэн Ёверетт: «ћне было всего 25. “огда € был гор€чо верующим человеком. √отов был умереть за веру. √отов был сделать всЄ, чего она потребует. “огда € не понимал, что нав€зывание другим люд€м своих убеждений — это та же колонизаци€, только колонизаци€ на уровне верований и идей. я пришЄл, чтобы рассказать им о Ѕоге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Ќо € встретил там особенных людей, дл€ которых большинство вещей, которые были важными дл€ мен€, не имели значени€. ќни не могли пон€ть, с чего € решил, что имею право объ€сн€ть им, как жить».

 

 

 

« ачество их жизни было во многих отношени€х лучше, чем у большинства религиозных людей, которых € знал. я нашЄл мировоззрение этих индейцев очень вдохновл€ющим и правильным», — вспоминает Ёверетт.

Ќо не только жизненна€ философи€ ѕираха пошатнула систему ценностей молодого учЄного. язык аборигенов оказалс€ настолько непохожим на все остальные известные €зыковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «»х €зык не столь сложен, сколь уникален. Ќичего похожего на «емле больше не встречаетс€». ѕо сравнению с остальными, €зык этих людей кажетс€ «более чем странным» — в нЄм всего семь согласных и три гласных. «ато на ѕираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общатьс€ с птицами.

 

 

 

ќдна их книг, которую Ёверетт написал под впечатлением от «неверо€тных и совсем других индейцев», называетс€: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводитс€: «Ќе спи, повсюду змеи!» » действительно, среди ѕираха не прин€то спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. ќни убеждены, что длительный сон может мен€ть человека, и, если много спать, есть риск потер€ть себ€, став совсем другим. –ежим дн€ у них отсутствует как факт, а регул€рный восьмичасовой сон им просто не нужен. ѕо этой причине они не сп€т по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. „тобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Ќаблюда€ изменени€ своего тела, св€занные с этапами взрослени€ и старени€, ѕираха вер€т, что всему виной сон. ѕостепенно мен€€сь, каждый индеец берЄт себе новое им€ — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. ƒл€ каждого возраста у них есть свои имена, так что, зна€ им€, всегда можно сказать, о ком идЄт речь — о ребЄнке, подростке, взрослом или старике.

 

 

 

25 лет миссионерства Ёверетта никоим образом не повли€ли на убеждени€ ѕираха. «ато учЄный, в свою очередь, раз и навсегда за€зал с религией и ещЄ сильнее погрузилс€ в научную де€тельность, став профессором €зыкознани€. ѕостига€ миры аборигенов, ƒэниел то и дело сталкивалс€ с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. ќдно из таких €влений — абсолютное отсутствие счЄта и числительных. »ндейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».
«ѕираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаютс€ в них — они прекрасно обход€тс€ без этого. ќднажды мен€ спросили: «¬ыходит, матери ѕираха не знают, сколько у них детей?» я  ответил: «ќни не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. »м не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».

 

 

≈щЄ более сверхъестественным кажетс€ отсутствие отдельных слов дл€ обозначени€ цветов. ¬ это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных €ркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тЄмный». ѕри этом, все Pirahã успешно проход€т тест на цветоделение, различа€ силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

¬ отличие от соседей из других племЄн, этот народец не создаЄт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. ” ѕираха нет форм прошедшего и будущего времени. ћифов и легенд здесь также не существует — коллективна€ пам€ть выстраиваетс€ лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. ѕри этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знани€ми о тыс€чах растений, насекомых и животных — помн€ все названи€, свойства и особенности.

 

 

 

ќчередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накоплени€ пищи. ¬сЄ, что добываетс€ на охоте или рыбалке, немедленно съедаетс€. ј за новой порцией они отправл€ютс€ только будучи сильно голодными. ≈сли же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относ€тс€ к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. ћысль о заготовках еды впрок им кажетс€ такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

ѕираха ед€т не более двух раз в день, а порой, и того реже. Ќаблюда€ за тем, как Ёверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, ѕираха искренне недоумевали «–азве можно столько есть? ¬ы же так умрЄте!»

— частной собственностью — тоже всЄ не как у людей. Ѕо́льша€ часть вещей — обща€. –азве что незамысловата€ одежда и личное оружие у каждого свои. ¬прочем, если человек не пользуетс€ тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. ј, следовательно такую вещь с лЄгкостью можно позаимствовать. ≈сли же сей факт расстроит прежнего хоз€ина, то ему еЄ вернут. —ледует также отметить, что дети ѕирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растени€ми, собаками и лесными духами.

 

 

≈сли задатьс€ целью отыскать на нашей ѕланете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь ѕираха на первом месте. Ќикакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». «ачем всЄ это нужно, когда ѕираха и так друг друга люб€т без вс€ких глупых формальностей. Ѕолее того, они ни на секунду не сомневаютс€, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. „увства стыда, обиды, вины или сожалени€ им также чужды.  акдый вправе делать то, что хочет. Ќикто никого не воспитывает и не поучает. Ќевозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«¬ы не встретите у ѕираха синдром хронической усталости. ¬ы не столкнЄтесь здесь с самоубийством. —ама иде€ самоубийства противоречит их природе. я никогда не видел у них ничего, хот€ бы отдалЄнно напоминающего психические расстройства, которые мы св€зываем с депрессией или меланхолией. ќни просто живут сегодн€шним днЄм, и они счастливы. ќни поют по ночам. Ёто просто феноменальна€ степень удовлетворЄнности — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делитс€ впечатлени€ми Ёверетт, посв€тивший Pirahã более 30 лет своей жизни.

 

 

 

¬заимоотношени€ детей джунглей с миром сновидений также выход€т за привычные дл€ нас рамки. «” них совсем ина€ концепци€ объективного и субъективного. ƒаже когда они вид€т сны, они не отдел€ют их от реальной жизни. ќпыт, пережитый во сне, считаетс€ таким же важным, как опыт, полученный во врем€ бодрствовани€. “аким образом, если мне снилось, будто € гул€л по Ћуне, то с их точки зрени€, € действительно совершил такую прогулку», — по€сн€ет ƒэн.

ѕираха вид€т себ€ неотъемлемой частью природы — детьми леса. ƒл€ них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Ћес наполнен необъ€снимыми и странными вещами, которые они и не пытаютс€ разгадать. ј ещЄ там обитает целое множество таинственных духов. ѕираха вер€т, что после смерти непременно пополн€т их р€ды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. ј пока нет никакого смысла забивать себе голову вс€кой ерундой.

Ёверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзь€-индейцы крайне оживлЄнно, во весь голос общаютс€ с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. Ќа вопрос, почему же учЄный ничего подобного не видит, он вс€кий раз получал безапелл€ционный ответ — мол, что тут непон€тного — духи пришли не к нему, а к ѕираха.

 

 

¬опреки опасени€м ƒэниела, св€занным с возможным исчезновением племени в силу столкновени€ с Ѕольшим ћиром, численность ѕираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Ќаход€сь в четырЄх дн€х пути по реке, плем€ и сегодн€ живЄт довольно обособленно. «десь по-прежнему почти не стро€т домов и не обрабатывают почву дл€ обеспечени€ своих нужд, полностью полага€сь на природу. ќдежда — единственна€ уступка ѕираха современной жизни. ќни крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «ќни соглашаютс€ прин€ть только определЄнные подарки. »м нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиева€ посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. ќни никогда не прос€т ничего крупного — только мелочи», — комментирует ƒэн, досконально изучивший нравы и предпочтени€ своих необычных друзей.

«я считаю, что они счастливы, потому что не беспоко€тс€ о прошлом и будущем. ќни чувствуют, что в состо€нии заботитьс€ о своих потребност€х сегодн€. ќни не стрем€тс€ получить вещи, которыми не обладают. ≈сли € что-то даю им — хорошо. ≈сли нет — тоже хорошо. ¬ отличие от нас они не материалисты. ќни цен€т возможность путешествовать быстро и легко. я никогда и нигде (даже среди других индейцев јмазонии) не встречал столь спокойного отношени€ к материальным объектам».

 

 

 ак известно, ничто так не мен€ет сознание и внутренний мир, как путешестви€. » чем дальше от дома удаЄтс€ забратьс€, тем стремительнее и мощнее этот эффект. ¬ыход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, €рким и незабываемым переживанием в жизни. —то́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чЄм прежде не имел никакого пон€ти€.

«я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Ёверетт. «„то же касаетс€ Ѕиблии, то € пон€л, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не  верил в то, что говорил. „еловек — куда более сложное существо, чем рассказывает —в€щенное ѕисание, а религи€ не делает нас ни лучше, ни счастливее. ¬ насто€щее врем€ € работаю над книгой под названием «ћудрость ѕутешественников» — о  том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаютс€ от нас самих. » чем больше эти отличи€, тем большему мы можем научитьс€. Ќи в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

¬р€д ли у кого-то на этой ѕланете найдЄтс€ точное определение того, что такое счастье. ¬озможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Ћюд€м мегаполисов сложно пон€ть, как вообще такое возможно. «ато, туземцы из племени ѕираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. “о, чего они не вид€т сами, дл€ них не существует. “акие люди не нуждаютс€ в Ѕоге. «Ќам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говор€т самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы ѕираха.

—егодн€ в Ѕольшом ћире только три человека говор€т на €зыке Pirahã — Ёверетт, его бывша€ жена, и миссионер, который был предшественником ƒэниела в затер€нных джунгл€х јмазонки.

 

 

 аков же €зык и культура пирахa? ¬от их основные признаки (а главный признак — чрезвычайна€ бедность абстрактного мышлени€):

  1. —амый бедный в мире набор фонем. ¬сего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). ѕравда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона.   тому же €зык имеет и «свист€щую» версию, употребл€емую дл€ передачи сигналов на охоте.
  2. јбсолютное отсутствие счета. ¬се остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хот€ бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. ѕирахa же не умеют считать даже… до одного. ќни не различают единственности и множественности. ѕокажите им один палец и два пальца — и они не увид€т разницы. ” них имеютс€ только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». “ут следует заметить, что в €зыке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.
  3. ќтсутствие воспри€ти€ целостности и частности. ¬ €зыке пирахa нет слов «весь», «все», «всЄ», «часть», «некоторые». ≈сли все члены племени побежали на речку купатьс€, то рассказ пирахa будет звучать так: «ј. пошел купатьс€, Ѕ. пошел, ¬. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». “акже у пирахa нет чувства пропорции. Ѕелые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всЄ див€тс€: пирахa может принести пару перьев попуга€ и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.
  4. ќтсутствие подчиненности в синтаксисе. “ак, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводитс€.
  5. „резвычайна€ бедность местоимений. ƒо недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («€», «ты», «он», «она»); те, которые они употребл€ют сегодн€, совершенно €вно заимствованы у соседей-тупи.
  6. ќтсутствие отдельных слов дл€ обозначени€ цветов, и, следовательно, слабое их воспри€тие. —трого говор€, есть только два слова: «светлый» и «темный».
  7. „резвычайна€ бедность пон€тий родства. “аковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различи€ пола).   тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. —лов «д€д€», «двоюродный брат» и т.п. нет. ј так как нет слов, нет и пон€тий. Ќапример, полова€ св€зь тетки с плем€нником не считаетс€ инцестом, т.к. нет пон€тий «тетка» и «плем€нник».
  8. ќтсутствие какой-либо коллективной пам€ти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Ќапример, современные пирахa не осознают, что было когда-то врем€, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.
  9. ѕочти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. ¬с€ их метафизика основываетс€ исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют €сного представлени€ о том, что это за мир. “ут надо заметить, что в €зыке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «я сказал», «€ подумал» и «€ увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позвол€ет угадать, что имеетс€ в виду. Ќикакого намека на миф творени€ нет. ѕирахa живут в насто€щем времени и сегодн€шним днем.
  10. ѕрактически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не нос€т). —ледует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.
  11. ќтсутствие последовательного суточного ритма жизни. ¬се остальные люди днем бодрствуют, а ночью сп€т. ” пирахa же такого нет: они сп€т в разное врем€ и понемногу. «ахотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. ѕоэтому фраза «поселок погрузилс€ в мирный сон» к пирахa неприменима.
  12. ќтсутствие накоплени€ пищи. Ќикаких лабазов и хранилищ нет. ¬се принесенное с охоты м€со немедленно съедаетс€, а если следующа€ охота неудачна — ход€т голодными до тех пор, пока снова не повезет.

ѕри всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. ќни считают себ€ самыми оба€тельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. —еб€ они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». »нтересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой €зык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». ѕирахa же остаютс€ такими же, как были, и на мура смотр€т свысока.

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



AlinkaColnishko   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 16:48 (ссылка)
»м можно позавидовать в некотором смысле!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“34“”–Ѕќ   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 16:54 (ссылка)
–ай))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olga53   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 17:21 (ссылка)
—пасибо за пост! ќчень интересный!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
сергеева_натали€   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 17:25 (ссылка)
 расивые люди !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_White_tea_   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 17:44 (ссылка)
в тексте сказано что нет верований и вс€ метофизика на сназ, но ведь они общаютс€ с духами!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
klaryssy   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јвгуста 2015 г. 20:57 (ссылка)
ѕочему тут нет никаких упоминаний о чувстве прив€занности, семье, любви, ревности?
≈сли все эти чувства им недоступны, то этакое недоразвитие эмоций не по мне. я не представл€ю себе "такое счастье". » дело действительно не в материальных благах. " ¬се друг друга люб€т"- это как тараканы в своем гнезде. Ќе жрут друг друга и ладно. Ётакий тотальный пофигизм, простота, граничаща€ с дебилизмом. ƒа ну!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
yuriy_iWowWe   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 јвгуста 2015 г. 12:39 (ссылка)
»Ќ“≈–≈—Ќџ… ѕќ—“ ! —ѕј—»Ѕќ !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
спинингист   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 јвгуста 2015 г. 16:15 (ссылка)
Desert_Man, —пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
таила   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 —ент€бр€ 2015 г. 03:14 (ссылка)
спасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку