-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 


7 простых и 7 сложных приЄмов манипул€ции сознанием.  акие из них используют на вас?

ѕонедельник, 19 ќкт€бр€ 2015 г. 11:20 + в цитатник

ќ том, как манипулируют нашим сознанием

ѕростые

1. ћанипул€ци€ чувством вины или обиды

»спользование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипул€ции близким человеком.

ќбраз несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. 

Ѕывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкс€ с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувстви€ и желани€ помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. ѕотому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказываетс€ всегда на вершине пирамиды в семейной системе.

“акой человек вли€ет на других с помощью их чувства вины. —о временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают пр€мо или полуосознанно понимать эту манипул€цию и реагировать на нее агрессией.



ѕротиво€дие: Ћучше всего выработать в семье правило забывать обиды. » не припоминать друг другу прошлые грехи во врем€ семейных ссор. Ќи к чему хорошему это все равно не приведет. ≈сли партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. ÷ивилизованно и корректно, не дава€ оценок ни происход€щему, ни партнеру. ѕро€снить ситуацию и скорректировать правила взаимодействи€ дл€ снижени€ веро€тности повторени€ похожей ситуации. —кажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. —делайте это нормой дл€ вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь.

2. ћанипул€ции гневом

—уществуют люди, которые выход€т из себ€, чтобы вынудить вас им поддатьс€. Ёто манипул€торы, использующие так называемый тактический гнев.

ѕротиво€дие: —амое худшее — пойти на поводу у такого человека. ¬едь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими. ƒл€ начала вам потребуетс€ ваша решительность: вы не должны уступать или позвол€ть на себ€ кричать. ≈сли манипул€тор продолжает кричать, уйдите. ѕродолжайте так себ€ вести при любых последующих стычках, когда он злитс€, пока гневливый оппонент не научитс€ вести себ€ с вами рационально.

¬ отношении собственного гнева, на который вас так же нередко будут провоцировать, стоит заранее выработать осознанную позицию и правила. ѕомните, что в гневе вы, может быть, даже сможете произнести свою самую лучшую речь. Ќо велика веро€тность того, что позже вы о ней пожалеете и будете жалеть всю жизнь.

3. ћанипул€ции молчанием

Ћюди прибегают к многозначительному молчанию, когда хот€т показать, как они расстроены. »наче, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна дл€ них. Ћюди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают непри€тную атмосферу, котора€ может испортить рабочие отношени€. ћолчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.

ѕротиво€дие: ѕостарайтесь воздержатьс€ от подыгрывани€ «надутому», потому что если это сработает однажды, молчун будет прибегать к подобному приему посто€нно. Ќо не будьте с ним резки; ведите себ€ так, как будто все нормально. ѕодождите, пусть он сам нарушит молчание. ≈сли у вас возникают дискуссии с молчуном, слушайте его с открытой душой. ƒружелюбно и разумно объ€сните ему, на чем основываетс€ ваша точка зрени€. ƒаже если ваш собеседник будет продолжать дутьс€ и после вашего рассказа, вы будете знать, что сделали все возможное. ¬ы не отступили лишь дл€ того, чтобы избежать молчани€, цель которого — заставить вас капитулировать.

4. ћанипул€ци€ любовью

«≈сли любишь, то…» Ёта манипул€ци€ рассчитана на близких людей, испытывающих к манипул€тору положительное отношение. —трах быть отвергнутым и потер€ть любовь силен в люд€х с самого детства. ћногие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговарива€ «≈сли ты не будешь мен€ слушать/делать, что € скажу и т. п., то € перестану с тобой общатьс€/теб€ любить/заботитьс€ о тебе и т. д.».

ѕротиво€дие: Ћюбовь не предмет торгов, а результат отношени€. «амеча€ эксплуатацию своих чувств, подумайте насколько это вам нужно.

5. ћанипул€ци€ надеждой

Ѕлест€щие посулы нередко скрывают за собой стремление к сиюминутной выгоде их автора. —казочные обещани€  ота Ѕазилио и Ћисы јлисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Ѕуратино. „асто подобные «песни» привод€т и более осведомленных граждан к закапыванию наличности «на ѕоле „удес в —тране ƒураков».

ѕротиво€дие: јрабска€ пословица гласит: «”мный надеетс€ на свои дела, а глупый полагаетс€ на надежду». ƒовер€йте фактам, а не мнени€м. ¬ прин€тии решений опирайтесь на реальный опыт, а не на чьи-то истории или предположени€.

6. ћанипул€ци€ тщеславием

ћаленькие крючочки, крепко цепл€ющие избыточно раздутое эго, могут выгл€деть как невинный комментарий. ѕохвала, используема€ в расчете добитьс€ своих целей: «¬ы прекрасно составл€ете отчеты! Ќаверн€ка и с тем, который € хочу вам предложить, никто не справитс€ лучше вас!» »ли, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «ј слабо?..», «“ы бы, наверное, не смог…»

ѕротиво€дие: ¬спомните, планировали ли вы сделать предлагаемое до изложени€ провокационного предложени€? ѕроверьте соответствие задуманного своим интересам и возможност€м.

7. »рони€ или сарказм

ћанипул€тор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывани€ и замечани€, приправленные шутками или провокационными комментари€ми.

ѕротиво€дие: —делать себ€ обиженным без собственного участи€ невозможно. Ќе верите — попытайтесь обидетьс€ просто так, ни на что конкретное. ≈сли вы не будете поддаватьс€ на провокации манипул€тора, осознав или напомнив себе с кем и чем имеете дело, то сможете сохранить €сность мысли, точность формулировок и эмоциональный баланс.

—ложные

1. —мещение акцентов

ћанипул€торы сознательно смещают акценты в подаваемом материале, отодвига€ на второй план что-то не совсем желательное и подчеркива€ необходимое им. Ёто часто удел средств массовой информации, в большинстве случаев обслуживающих своих хоз€ев.

ѕримером может служить анекдот эпохи засто€ про генсека Ѕрежнева. —ћ» комментируют состо€вшийс€ по предложению ƒжимми  артера забег вокруг Ѕелого дома.  артер и Ћеонид »льич бежали наперегонки. ѕобедил в этом забеге из двух участников, конечно же, более молодой и крепкий  артер.

јмериканские —ћ» самодовольно пишут: «Ќаш уважаемый президент находитс€ в прекрасной форме и легко смог прийти первым, а генеральный секретарь Ѕрежнев добралс€ только последним!» Ќаши —ћ» сдержанно написали: «¬ состо€вшихс€ соревновани€х в городе ¬ашингтоне генеральный секретарь ÷   ѕ—— Ћеонид »льич Ѕрежнев пришел к финишу вторым. ѕрезиденту —Ўј ƒжимми  артеру осталось лишь довольствоватьс€ своим предпоследним местом».

ѕротиво€дие: ѕровер€йте информацию, не стесн€йтесь задавать уточн€ющие вопросы и вы€сн€ть детали.

2. Ёмоциональное заражение

ƒанна€ технологи€ манипулировани€ основана на таком свойстве психики человека как эмоциональна€ заражаемость. »звестно, что человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получени€ нежелательной дл€ него информации. „тобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо направить манипул€тивное воздействие на чувства. “аким образом, «зар€див» нужную информацию необходимыми эмоци€ми, возможно преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по поводу услышанного. ƒалее вступает в действие эффект эмоционального заражени€, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности каждого индивидуума ниже и включаютс€ исторически более древние рефлексы и инстинкты. ѕодобна€ техника манипул€ции примен€етс€ во врем€ р€да реалити-шоу, когда участники говор€т на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение. Ёто заставл€ет зрителей неотрывно смотреть за перипети€ми демонстрируемых событий, сопережива€ главным геро€м.

¬ыступлени€ некоторых политиков эмоционально зар€жены, благодар€ чему информаци€ воздействует на чувства слушателей, аудитори€ «заражаетс€ эмоци€ми», воспри€тие содержательной стороны речи выступающего становитс€ менее рациональным, критичным и обдуманным. Ётим отличались зомбировавшие немецкую нацию речи √итлера и √еббельса.

ѕротиво€дие: ќтдел€йте зерна от плевел. —ледует раздел€ть эмоциональный посыл и содержательный аспект информации. Ќапример, прежде чем совершать покупку под давлением ловкого продавца или рекламы, продумайте, какие цели, желани€ и прогнозируемые траты у вас были до по€влени€ этой ситуации/информации, какие конкретно качества и свойства товара/услуги вас заинтересовали, насколько они вам необходимы в действительности. ≈сли есть возможность отложить прин€тие решени€, лучше рассмотреть вопрос целесообразности позднее, в более спокойном и адекватном эмоциональном состо€нии, следу€ правилу «утро вечера мудренее».

3. «ѕсихологическое айкидо»

¬ зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиватьс€ различных, порой противоположных мнений аудитории. “о есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то, наоборот, уделить повышенное внимание. ¬от нагл€дный пример, как это работает:

«ƒорогие мама и папа! — тех пор как € уехала в колледж, € была небрежна в написании писем. —ожалею о том, что была невнимательна, и о том, что не писала до сих пор. я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем, как вы продолжите чтение, пожалуйста, с€дьте. ¬ы не будете читать дальше, пока не с€дете, хорошо? Ќу, сейчас € чувствую себ€ вполне сносно. ѕерелом черепа и сотр€сение мозга, которые € получила, когда выпрыгнула из окна своего общежити€ в тот момент, когда оно загорелось вскоре после моего приезда сюда, теперь почти вылечены. ѕровела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально. √оловные боли бывают только раз в день.   счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной р€дом с общежитием. »менно он позвонил в пожарный отдел и вызвал скорую помощь.  роме того, он навещал мен€ в больнице и, поскольку мне негде было жить после пожара, он был столь добр, чтобы предложить разделить с ним его комнату.

¬ действительности это полуподвальна€ комната, но она довольно мила. ќн чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемс€ поженитьс€. ћы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как мо€ беременность станет заметной. ƒа, мама и папа, € беременна. я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали мен€ в детстве. ѕричина задержки заключени€ нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, котора€ мешает сдать добрачные анализы крови, а € неосторожно заразилась от него. я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объ€ти€ми. ќн добрый, и хот€ не очень образованный, но зато трудолюбивый.

“еперь, после того как € сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у мен€ не было сотр€сени€ мозга и перелома черепа, € не была в больнице, € не беременна, € не помолвлена, € не инфицирована и у мен€ нет друга. ќднако € получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью. ¬аша люб€ща€ дочь Ўэрон»


¬ своей книге «ѕсихологи€ вли€ни€» американский социальный психолог –оберт „алдини приводит это забавное письмо в качестве примера умелого использовани€ принципа контраста воспри€ти€ дл€ оказани€ вли€ни€ на людей и изменени€ их убеждений. ћожете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие вли€ни€, обеспечиваемое принципом контраста, не остаетс€ невостребованным. √ромадное преимущество принципа заключаетс€ не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование практически незаметно неподготовленному человеку.

ѕротиво€дие: ”читесь возвращать себ€ к первоначально выбранной позиции до внедрени€ в нее внешних вли€ний. ѕроверьте, соответствует ли ваша текуща€ позици€ вашим стратегическим принципам и приоритетам. —равните вашу позицию до и после получени€ дополнительной внешней информации, изменившей ваше воспри€тие происход€щего. ѕроанализируйте достоверность, важность и значимость привнесенной извне информации. —оотнесите полученные под вли€нием этой информации выводы со своими долгосрочными и предшествующими планами, системами оценок, приоритетов и значимыми отношени€ми.

4.  оманды, скрытые в предложени€х и вопросах

ћанипул€тор скрывает свою команду-установку под видом просьбы. Ќагл€дно это может продемонстрировать одна дзен-буддистска€ притча:

Ѕеседы дзенского учител€ Ѕанке€ привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. ≈го больша€ аудитори€ вызвала недовольство св€щенника секты Ќичирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о ƒзен. Ёгоцентричный ничиренский св€щенник пришел в храм, вознамерившись поспорить с Ѕанкеем.

— Ёй, дзенский учитель! — позвал он. — ѕодожди минутку. ¬с€- кий, кто уважает теб€, будет повиноватьс€ твоим словам, но € не уважаю теб€. ћожешь ли ты заставить мен€ повиноватьс€?

— ѕодойди ко мне, и € покажу тебе, — сказал Ѕанкей. —в€щенник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Ѕанкей улыбнулс€:

— ¬стань слева от мен€.

—в€щенник повиновалс€.

— Ќет, — сказал Ѕанкей, — нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от мен€. ѕерейди сюда.

—в€щенник с достоинством перешел направо.

— ¬идишь, — сказал Ѕанкей, — ты повинуешьс€ мне. ћне кажетс€, что ты человек тонкий и м€гкий. ј теперь садись и слушай.

¬ этой притче из далекого прошлого мы можем наблюдать пр€мые манипул€ции, она подчеркивает лишь характер посылов, сто€щих за обычным разговором и предложени€ми. Ќо подобное вли€ние может осуществл€тьс€ и более скрытыми приемами.

ѕротиво€дие: „етко осознавать свои цели и «систему координат». —тоит также постаратьс€ вы€снить мотивы и интересы собеседника. ¬ последующем будет легче отследить тактику и стратегию их достижени€, оформленную в виде конкретных техник.

5. ”ход от обсуждени€

ѕодобное манипул€тивное действие осуществл€етс€ с демонстративным использованием обиды. Ќапример, «…с вами невозможно конструктивно обсуждать серьезные вопросы…», «…ваше поведение делает невозможным продолжение нашей встречи…» или «€ готов продолжить это обсуждение, но только после того, как вы приведете в пор€док свои нервы…» и т. п.

—рыв обсуждени€ методом провоцировани€ конфликта осуществл€етс€ с помощью разнообразных приемов выведени€ оппонента из себ€, когда дискусси€ превращаетс€ в обыкновенную перебранку, совершенно не св€занную с первоначальной темой.

ƒл€ ухода от обсуждени€ могут использоватьс€ такие уловки как: прерывание, перебивание, повышение тона, демонстративное поведение, показывающие нежелание слушать и неуважение к оппоненту. ѕосле их применени€ делаютс€ высказывани€ по типу: «…с вами невозможно разговаривать, ведь вы не даете ни одного вразумительного ответа ни на один вопрос», «…с вами невозможно разговаривать, ведь вы не даете возможности высказать не совпадающую с вашей точку зрени€…» и т. д.

ѕротиво€дие: —охран€йте эмоциональное спокойствие, выдержку и самообладание. ќбъ€сните себе, что данна€ уловка €вл€етс€ провокацией агрессора и не сработает, поскольку вы ее уже опознали. Ќе стоит испытывать гнев по отношению к самому агрессору за то, что он позволил себе подобную несправедливость. “акова его природа.

6. »скусственное смещение спора

¬ этом случае, приступив к обсуждению какого-либо положени€, манипул€тор стараетс€ не приводить доводы, из которых следует это положение, а предлагает сразу перейти к их опровержению. “аким образом ограничиваетс€ возможность дл€ критики позиции манипул€тора, а сам спор смещаетс€ на аргументацию противоположной стороны. ¬ том случае, если оппонент поддалс€ этому и начинает критиковать выдвинутое положение, привод€ различные аргументы, стараютс€ вести спор вокруг этих аргументов, выискива€ в них недостатки. —вою систему доказательств манипул€тор при этом дл€ обсуждени€ не предоставл€ет.

ѕротиво€дие: ¬озвращайте диалог в нужное вам русло. ѕомните об эффекте «своего пол€» в футболе. ¬ коммуникации «свое поле» имеет еще большее значение. Ќе отдавайте инициативу и возвращайтесь «к себе» и выбранной позиции.

7. ѕоток вопросов

¬ случае данного манипул€тивного приема объекту задают сразу несколько разных вопросов по одной теме. ¬ дальнейшем действуют в зависимости от его ответа: обвин€ют в непонимании сути проблемы или в том, что он не ответил на вопрос полностью, или в стремлении ввести в заблуждение.

ѕротиво€дие: ќзвучьте, что вы полагаете более целесообразным отвечать на вопросы последовательно, и концентрируйте своими ответами внимание на выбранной вами теме. ¬ случае агрессивного давлени€ игнорируйте последующие вопросы и продолжайте спокойно отвечать на выбранный вами или держите паузу, пока поток вопросов не исс€кнет. ¬озможны варианты активной дискредитации манипул€тора. Ќапример, вз€ть листок и начать запись вопросов с комментарием, как в известной комедии: «Ќельз€ ли помедленнее, € записываю…»

ќтрывок из книги "Ѕезопасное общение, или  ак стать неу€звимым!" издательство «ѕитер»

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Gallena   обратитьс€ по имени ¬торник, 20 ќкт€бр€ 2015 г. 02:38 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Iliana11   обратитьс€ по имени —реда, 21 ќкт€бр€ 2015 г. 18:43 (ссылка)
јхха, так вон оно что!!! ј €-то ломала голову... —пасибочки, буду знать! «агл€дывайте в гости:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку