-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 


ЅерЄзова€ мистика слав€н

ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2016 г. 13:12 + в цитатник

Ќаши предки считали, что берЄзовые веники в бане нечистую силу выгон€ют. Ќо и ведьмы, согласно поверь€м, летают только на берЄзовых мЄтлах.

∆изнь в символах

ЅерЄзу всегда любили в тех местах, где она росла. » есть за что. Ёто дерево одевало, давало материал дл€ домов, кормило, лечило. ¬ благодарность люди берЄзу почитали, называли ласковыми словами и поклон€лись ей, как живому существу. — древности она была главным культовым деревом дл€ большинства финно-угорских народов —евера - карел, веси, мери, югры, удоров, перм€ков, коми, финнов.

” скандинавов берЄза символизировала богиню Ќертус — великую ћатерь-«емлю. ¬ Ўвеции до сих пор в конце апрел€ в честь берЄзы устраиваютс€ пышные празднества.  ельты отождествл€ли белоствольную с —олнцем. ј дл€ того, чтобы дух умершего человека мог успокоитьс€, по кельтским обыча€м его хоронили в погребальных шапках из берЄзовой коры.

Ѕогин€ Ќертус

¬ јзии из берЄзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она €вл€лась символом жизни.

—огласно древним представлени€м манси и хантов, св€щенна€ берЄза-праматерь, принадлежавша€ богине  алташ, была златолистой и росла семью серебр€ными стволами из одного основани€. — двум€ берЄзами в руках снизошла с неба на землю тюркска€ богин€ ”май€.

¬ представлении народов —евера берЄза — шаманское дерево, соедин€ющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на еЄ стволе, символизируют лестницу в высшие миры.

—ама€ знаменита€ из св€щенных берЄз север€н росла на высоком €ру в устье реки ¬ымь.

” еЄ корней было главное капище, куда коми-зыр€не, коми-перм€ки и чердынские манси приходили поклонитьс€, совершить жертвоприношени€ и магические обр€ды.

—тефан ѕермский и береза

¬ 1379 году эта берЄза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со —тепаном ’рапом, обратившим народы —евера в христианство и ставшим затем епископом —тефаном ѕермским.

¬ житии —тефана ѕермского рассказываетс€, что, прид€ в зыр€нскую землю, он возвЄл на месте €зыческой кумирницы храм в честь ћихаила јрхангела, р€дом с которым основал ¬ладычный городок и поставил первый в  оми ћихайло-јрхангельский мужской монастырь.

ЅерЄзовый мир слав€н

ƒревние слав€не, хот€ и почитали берЄзу, всЄ же относились к ней неоднозначно. — одной стороны, она была символом чистоты и возрождени€, а с другой — вместилищем злых духов и любимым местом русалок.

ЅерЄза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного, и в народных былинах часто выступала как атрибут нечистой силы. Ќа берЄзах устраивали шабаши колдуны, а люба€ ведьма умела надоить молока с ветвей берЄзы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на берЄзовой палке.

ѕо другим поверь€м, чудесные белые кони, подаренные человеку чЄртом или другим представителем злых сил, к утру превращаютс€ в кривые ветви берЄзы или берЄзовые жерди, а поданный чЄртом хлеб - в берЄзовую кору.

 роме того, считалось, что в ветв€х плакучих берЄз обитают души умерших, которые по ночам выход€т и насмерть «затанцовывают» случайных прохожих. ѕоэтому в некоторых селени€х северной –оссии на том месте, где когда-то росли берЄзовые рощи, домов не строили. ≈щЄ по одному поверью, женатому мужчине нельз€ было сажать это дерево около дома, иначе кто-нибудь из домочадцев в скором времени умрЄт.

¬ некоторых полесских сЄлах в старину тело умершей женщины, перед тем как похоронить, покрывали берЄзовыми ветками, а тело мужчины — ветками топол€. ¬  остромском крае об умирающих девушках говорили, что они «в берЄзки собираютс€». ¬ белорусских причитани€х умерших братьев именовали «з€лЄными кусточками», а умерших сестЄр - «белыми б€рЄзами», вер€, что на “роицу в берЄзовые ветки, украшающие дома, всел€ютс€ души умерших родственников.

” белорусов необычный вид белоствольной, например, искривлЄнной или сросшейс€ с другим деревом, считалс€ свидетельством того, что под этим деревом погребена загубленна€ душа, а в его стволе и ветв€х вместо сока течЄт кровь. ѕодобных представлений придерживались и другие слав€нские народы.

Ќо чаще берЄза считалась доброй, оберегающей от зла, принос€щей добро и здоровье. »нтересно, что в соседних деревн€х, а то и в одном селении легко сосуществовали и добрые, и дурные поверь€, св€занные с этим замечательным деревом.

–усалочь€ недел€

ЅерЄза и еЄ ветки были неотъемлемой частью многих €зыческих праздников древних слав€н. —амый любимый из них — —емик — наши предки отмечали в начале июн€ как врем€ перехода весны в лето. »ногда этот праздник называли ещЄ «елЄными св€тками, но чаще - –усалочьей неделей.

—читалось, что на —емик, с первым насто€щим летним теплом, русалки собираютс€ на берегах водоЄмов, в лесах и рощах, чтобы встретитьс€ с подругами и вволю повеселитьс€, а если получитс€, то и подыскать себе кавалера, некстати дл€ себ€ решившего искупатьс€ в реке или озере. Ќе случайно же такие купани€ в –усалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тЄмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.

—в€тки по русским деревн€м начинались обычно в четверг. — утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берЄзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гул€нь€, ни днЄм, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.

√лавным обр€дом –усалочьей недели было завивание или заламывание берЄзки и плетение венков из берЄзовых веток и цветов. —в€зан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было св€тотатством — мужской взгл€д мог испортить завитую берЄзку. ¬ обр€де участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.

ѕо традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко сто€щее деревце, с шутками и песн€ми украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень люб€т качатьс€ на ветв€х берЄзы, сплетали ветви в венки. ќтсюда и пошло выражение «берЄзу заломати».

—овершив обр€д украшени€ деревца, девушки садились в его тени, причЄм считалось: котора€ с€дет первой, та и замуж выйдет первой.

“ут же расстилали на земле скатерть и совершали обр€довую трапезу котора€ включала р€д об€зательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и €ичницу. » лишь теперь можно начинать хоровод. ¬ среднерусских селени€х девушки свивали три пары берЄз «воротами», а затем гуськом проходили под ними.

¬о всех этих действи€х был определЄнный смысл: так девушки могли подружитьс€, «покумитьс€» с русалками, которые могли поведать им будущее.

ќб€зательным ритуалом было гадание по берЄзовым венкам. ƒевушки бросали их в реку и следили, доплывЄт ли венок до противоположного берега или утонет. ≈сли доплывЄт, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок потонет, скоро умрЄт.

ѕеклись, между прочим, юные красавицы не только о себе, но и о своих близких, процветании родной деревни и особенно о будущем урожае хлеба. ѕоэтому местом дл€ завивани€ берЄзок избирались преимущественно рощи, лески, пол€ны, находившиес€ вблизи ржаного пол€. —огласно поверью, рожь от этого будет расти лучше, что нашло отражение в текстах песен, которые сопровождали обр€д и фактически €вл€лись закл€тием на урожай:

«авили веночки,
«авили зелены,
Ќа годы добрые
Ќа жито густое
Ќа €чмень колосистый,
Ќа овЄс ресистый,
Ќа гречиху чЄрную,
Ќа капусту белую.

¬ечером к девушкам присоедин€лись парни. ќни срубали берЄзку или просто ветки с неЄ, р€дили их в девичье платье, кокошник и, велича€ «ƒевичьей красой», шумной ватагой шли в деревню, где гул€нь€ продолжались до позднего вечера. (¬ некоторых среднерусских област€х берЄзу изображала сама€ красива€ девушка села, украшенна€ берЄзовыми ветками с листвой.)

Ќазывали срубленную берЄзу в разных местах по-разному: «кума», «гостейка», «семик», «баба», «красота». ќтдельные еЄ ветви по дороге бросали в воду - дл€ предотвращени€ летней засухи.

«аканчивались св€тки проводами русалок.  огда проходила –усалочь€ недел€, с украшенных берЄзок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви, с песн€ми и пл€сками носили чучело русалки по деревне, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали или сжигали.

ѕозже, с прин€тием православи€, древний €зыческий праздник был приурочен к “роицыну дню, но обр€ды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берЄзу, разве что во врем€ «кумовства» подружки стали обмениватьс€ не лентами и платочками, а крестиками. — древним же смыслом –усалочьей недели за века произошло то же, что и с одним из еЄ ритуальных гимнов «¬о поле берЄза сто€ла», давно ставшим просто любимой народной песней.

Ќародные обр€ды и веровани€ остались в далЄком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемс€ красотой и свежестью берЄзовой рощи, без которой невозможно представить русский пейзаж.

«¬ полдень, после обеда, начинаетс€ празднество молодых людей. ¬ старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. ’ороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню.   ней со всех сторон сбирались девушки со своими матушками и н€нюшками и всею толпою отправл€лись в рощу. <...> ¬се это доселе сохран€етс€ в разных местах. Ќи врем€, ни преследовани€ не могли уничтожить народных обр€дов». —казани€ русского народа, собранные »ваном ѕетровичем —ахаровым

“роицын день. ѕЄтр јлександрович —уходольский. 1884 г.

“ать€на √ромова

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Ћ√ѕ   обратитьс€ по имени —реда, 02 ћарта 2016 г. 19:29 (ссылка)
—пасибо, очень интересно, знать надо свои корни!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку