-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 

«агадка племени айны

—реда, 25 январ€ 2017 г. 19:42 + в цитатник

јйны (айну) — загадочное плем€, из-за которого учеными разных стран сломано великое множество копий. ќни белолицые и пр€моглазые (мужчины к тому же отличаютс€ сильной волосатостью) и по своему внешнему облику разительно отличаютс€ от других народов ¬осточной јзии. ќни €вно не монголоиды, скорее т€готеют к антропологическому типу ёго-¬осточной јзии и ќкеании.

јйны в традиционных костюмах. 1904 год

ќхотники и рыболовы, на прот€жении веков почти не знавшие земледели€, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. »х орнамент, резьба и дерев€нна€ скульптура удивительны по красоте и выдумке; их песни, танцы и сказани€ прекрасны, как вс€кие подлинные творени€ народа.

 аждому народу свойственна неповторима€ истори€ и самобытна€ культура. Ќауке в большей или меньшей степени известны этапы исторического развити€ того или иного этноса. Ќо в мире существуют народы, происхождение которых остаетс€ загадкой. » в наши дни они продолжают волновать умы ученых-этнографов.   числу таких этносов в первую очередь относ€тс€ айны — аборигены ƒальневосточного региона.

Ёто был интереснейший, красивый и здоровый от природы народ, поселившийс€ на японских островах, южном —ахалине и  урилах. —ами себ€ они называли различными племенными именами — «со€-унтара», «чувка-унтара». —лово «айну», которым их привыкли называть, — не самоназвание этого народа. ќно означает «человек». Ёти аборигены выделены учеными в отдельную айнскую расу, сочетающую во внешнем облике европеоидные, австралоидные и монголоидные черты.

»сторическа€ проблема, возникающа€ в св€зи с айнами, — это вопрос их расового и культурного происхождени€. —леды существовани€ этого народа обнаружены даже в местах неолитических сто€нок на японских островах. јйны — это древнейша€ этническа€ общность. »х прародители — носители культуры «дземон» (дословно «веревочный орнамент»), насчитывающей почти 13 тыс€ч лет (на  урильских островах — 8 тыс€ч лет).


Ќачало научному изучению дзЄмонских сто€нок было положено немецкими археологами ‘. и √. «ибольдами и американцем ћорсом. ѕолученные ими результаты значительно разнились между собой. ≈сли «ибольды со всей ответственностью утверждали, что дзЄмонска€ культура — творение рук древних айнов, то ћорс был осторожнее. ќн не соглашалс€ с точкой зрени€ своих немецких коллег, но в то же врем€ подчеркивал, что дзЄмонский период существенно отличаетс€ от €понского.

ј что же сами €понцы, которые называли айнов словом «эби-су»? Ѕольшинство из них не соглашалось с выводами археологов. ƒл€ них аборигены были всегда только варварами, о чем свидетельствует, например, запись €понского хрониста, сделанна€ в 712 году: « огда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (’онсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».

Ќо как свидетельствуют археологические раскопки, предки этих «дикарей» задолго до по€влени€ на островах €понцев создали там целую культуру, которой может гордитьс€ любой народ! »менно поэтому официальна€ €понска€ историографи€ предпринимала попытки соотнести создателей дзЄмонской культуры с предками современных €понцев, но никак не с айнами.

» все же большинство ученых сход€тс€ во мнении, что культура айнов была настолько жизнеспособна, что оказала вли€ние на культуру своих поработителей — €понцев.  ак указывает профессор —. ј. јрутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней €понской религии — синтоизма.

“ак, например, айнский воин — джангин — имел два коротких меча, 45—50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и дралс€ ими, не признава€ щитов.  роме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»). ѕервый был ритуальным ножом дл€ изготовлени€ св€щенных стружек «инау» и совершени€ обр€да «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом перен€ли €понцы, назвав харакири, или сэппуку (как, кстати, и культ меча, специальные полочки дл€ меча, копь€, лука).

ћечи айны выставл€ли на всеобщее обозрение только во врем€ ћедвежьего праздника. —таринное предание гласит: «ƒавным-давно, после того как эта страна была создана Ѕогом, жили старик-€понец и старик-айн. ƒеду-айну было велено сделать меч, а деду-€понцу — деньги». ƒалее объ€сн€етс€, почему у-айнов был культ мечей, а у €понцев — жажда денег. јйны осуждали своих соседей за ст€жательство.

Ўлемов айны не носили. ќт приироды они имели длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образу€ подобие естественного шлема. ќ воинском искусстве айнов в насто€щее врем€ известно очень мало. —читают, что пра€понцы перен€ли у них практически все. ¬ообще-то айны сражались не только с €понцами.

—ахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» — низкорослого народца, действительно коренного населени€ —ахалина. ќстаетс€ добавить, что €понцы бо€лись открытого бо€ с айнами, завоевывали и вытесн€ли их хитростью. ¬ древней €понской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. —уществовало поверье, что они могли напускать туман.

»значально айны жили на островах японии (тогда она называлась јйнумосири — земл€ айнов), пока не были оттеснены на север пра€понцами. Ќа  урилы и —ахалин они пришли уже в XIII—XIV веках. —леды их пребывани€ находили также на  амчатке, в ѕриморье и ’абаровском крае.

ћногие топонимические названи€ —ахалинской области нос€т айнские названи€: —ахалин (от «—ахарэн ћосири» — «волнообразна€ земл€»); острова  унашир, —имушир, Ўикотан, Ўиашкотан (слова-окончани€ «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»). „тобы зан€ть весь архипелаг до ’оккайдо включительно (тогда он называлс€ Ёдзо) €понцам потребовалось более двух тыс€ч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируютс€ 660 годом до н. э.).

—уществует достаточно фактов культурной истории айнов, и, казалось бы, можно с высокой степенью точности вычислить их происхождение.

¬о-первых, можно предположить, что в незапам€тные времена всю северную половину главного €понского острова ’онсю насел€ли племена, €вл€ющиес€ или пр€мыми предками айнов или сто€щие по своей материальной культуре очень близко к ним.  ¬о-вторых, известны два элемента, которые составл€ли основу орнамента айнов, — спираль и зигзаг.

¬-третьих, не подлежит сомнению, что исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существовани€ души у любого существа или предмета. » наконец, достаточно хорошо изучены общественна€ организаци€ айнов и способ их производства.

Ќо оказываетс€, что фактологический метод не всегда оправдывает себ€. Ќапример, доказано: спиральный орнамент никогда не был досто€нием одних лишь айнов. ќн широко использовалс€ в искусстве жителей Ќовой «еландии — маори, в декоративных рисунках папуасов Ќовой √винеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении јмура.

„то это — случайное совпадение или следы существовани€ определенных контактов между племенами ¬осточной и ёго-¬осточной јзии в какой-то отдаленный период? Ќо кто был первым, а кто перен€л открытие? “акже известно, что поклонение медведю и его культ были распространены на обширных территори€х ≈вропы и јзии. Ќо у айнов он резко отличен от ему подобных у других народов, ибо только они вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

јйны и культ медвед€

ќсобн€ком стоит и €зык айнов. ќдно врем€ считалось, что он не находитс€ в родстве ни с каким другим €зыком, но сейчас некоторые ученые сближают его с малайско-полинезийской группой. ј €зыковеды обнаружили в €зыке айнов латинские, слав€нские, англогерманские и даже санскритские корни.   тому же этнографы до сих пор бьютс€ над вопросом — откуда в этих суровых земл€х по€вились люди, нос€щие распашной (южный) тип одежды.

ѕлатье-халат, выделанное из волокон древесины и украшенное традиционным орнаментом, одинаково хорошо смотрелось на мужчинах и на женщинах. ѕраздничные белые халаты шились из крапивы. Ћетом айны носили набедренную пов€зку южного типа, зимой шили себе одежды из меха. Ћососевые шкуры использовались ими дл€ изготовлени€ мокасин до самых колен.

јйнов поочередно причисл€ли и к индо-ари€м, и к австралоидам и даже европейцам. —ами же айны считали себ€ прилетевшими с небес: «Ѕыло врем€, когда первые айны спустились из —траны облаков на землю, полюбили ее, зан€лись охотой, рыболовством, чтобы питатьс€, танцевать и плодить детей» (из айнского предани€). » действительно, жизнь этих удивительных людей была полностью св€зана с природой, морем, лесом, островами.

ќни, занима€сь собирательством, охотой, рыбной ловлей, соединили знани€, умени€ и навыки многих племен и народов. Ќапример, как таежники, ходили на охоту; собирали дары мор€, как южане; били морского звер€, как жители севера. јйны строго хранили секрет мумифицировани€ усопших и рецепт смертельного €да, добываемого из корн€ растени€ аконит, которым пропитывали наконечники своих стрел и гарпунов. ќни знали, что этот €д быстро разлагаетс€ в теле убитого животного и м€со можно будет употребл€ть в пищу.

ќруди€ и оружие айнов были весьма походки на те, которыми пользовались и другие сообщества предисторических людей, живших в аналогичных климатических и географических услови€х. ѕравда, они обладали одним существенным преимуществом — у них был обсидиан, которым богаты японские острова. ѕри обработке обсидиана грани получались более гладкими, чем у кремн€, так что наконечники стрел и топоры дзЄмонцев можно отнести к шедеврам неолитического производства.

»з оружи€ самыми главными были лук и стрелы. ¬ысокого развити€ достигало производство гарпунов и удочек, изготовл€вшихс€ из оленьих рогов. —ловом, и оруди€, и оружие дзЄмонцев типичны дл€ своего времени, и несколько неожиданно лишь то, что люди, не знавшие ни земледели€, ни скотоводства, жили довольно многочисленными сообществами.

ј сколько загадочных вопросов породила культура этого народа! ƒревние айны создавали удивительную по красоте керамику ручным лепным способом (без какого-либо приспособлени€ дл€ верчени€ посуды, а тем более гончарного круга), украша€ ее причудливым веревочным орнаментом, и загадочные статуэтки догу.

 ерамика культуры дзЄмон

¬се делалось вручную! » все же керамике дзЄмона отводитс€ особое место в примитивной керамике вообще — нигде контраст между отполированностью ее орнамента и крайне низкой «технологией» не выгл€дит разительнее, чем здесь.   тому же айны были едва ли не самыми ранними земледельцами ƒальнего ¬остока.

» вновь вопрос! ѕочему же они утратили эти навыки, став лишь охотниками и рыболовами, сделав по сути, тем самым в развитии шаг назад? ѕочему самым причудливым образом у айнов переплетаютс€ черты разных народов, элементы высокой и примитивной культур?

Ѕудучи от природы народом очень музыкальным, айны любили и умели веселитьс€. “щательно готовились к праздникам, из которых самым главным был медвежий. јйны обожествл€ли все вокруг себ€. Ќо особенно почитали они медвед€, зме€ и собаку.

¬ед€ на первый взгл€д примитивную жизнь, они дали миру неподражаемые образцы искусства, обогатили культуру человечества ни с чем не сравнимыми мифологией и фольклором. ¬сем своим видом и жизнью они как бы отрицали усто€вшиес€ представлени€ и привычные схемы культурного развити€.

” женщин айнов на лицах можно было увидеть татуировку-улыбку.  ультурологи считают, что традици€ рисовать «улыбку» - одна из старейших в мире, ей следовали представители народности айну долгое врем€. Ќесмотр€ на все запреты со стороны €понского правительства, даже в ’’ веке айну делали татуаж, считаетс€, что последн€€ «правильно» татуированна€ женщина умерла в 1998 году.

Ќаносили татуировки исключительно женщины, считалось, что этому обр€ду научила предков айну прародительница всего живого - Okikurumi Turesh Machi, младша€ сестра Ѕога-творца Okikurumi. ѕередавалась традици€ по женской линии, рисунок на тело девушки наносила ее мать или бабушка.

¬ процессе «€понизации» народности айну в 1799 году был введен запрет на татуирование девочек, а в 1871 году в ’оккайдо провозглашен повторный строгий запрет, поскольку считалось, что процедура слишком болезненна€ и негуманна€.

ƒл€ айну отказ от татуировок был неприемлемым, поскольку считалось, что в таком случае девушка не сможет выйти замуж, а после смерти обрести покой в загробной жизни. —тоит отметить, что обр€д действительно был жестоким: впервые рисунок наносилс€ девочкам в семилетнем возрасте, и позже «улыбку» дорисовывали на прот€жении нескольких лет, завершающий этап – в день вступлени€ в брак.

ѕомимо характерной татуировки-улыбки, на руках у айнов можно было увидеть геометрические узоры, они также наносились на тело в качестве оберега.

ќдним словом, загадок с течением времени становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. »звестно точно только одно, что их жизнь на ƒальнем ¬остоке была исключительно трудной и трагической.  огда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», их взорам открылось безбрежное величественное море и многочисленные острова.

Ќо больше завораживающей природы изумлены они были обликом туземцев. ѕеред путешественниками предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на кого угодно: на мужиков из –оссии, на жителей  авказа, на цыган, но только не на монголоидов, которых казаки и служилые люди привыкли видеть всюду за ”ральским хребтом. «емлепроходцы окрестили их «мохнатыми курильцами».

—ведени€ о курильских айнах русские ученые почерпнули из «записки» казачьего атамана ƒанилы јнцыферова и есаула »вана  озыревского, в которой они извещали ѕетра I об открытии  урильских островов и о первой встрече русских людей с аборигенами тамошних мест.

Ёто произошло в 1711 году.

«ќставив байдары сохнуть, пошли берегом на полдень и к вечеру увидели то ли дома, то ли чумы. ƒержа пищали наготове — кто знает, что там за люди, — направились к ним. Ќавстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. —мотрели без испуга и были облика необыкновенного — волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как €куты и камчадалы».

Ќесколько дней покорители ƒальнего ¬остока через толмача пытались склонить «мохнатых курильцев» под государеву руку, но те отказались от такой чести, за€вив, что никому €сак не платили и платить не будут. “олько и узнали казаки, что земл€, на которую они приплыли, остров, что на полдень за ним лежат другие острова, а еще дальше — ћатмай, япони€.

„ерез 26 лет после јнцыферова и  озыревского  амчатку посетил —тепан  рашенинников. ќн оставил после себ€ классический труд «ќписание земли  амчатки», где, помимо других сведений, дал подробную характеристику айнов как этнического типа. Ёто было первым научным описанием племени. ¬ек спуст€, в мае 1811 года, здесь побывал знаменитый мореплаватель ¬асилий √оловнин.

Ѕудущий адмирал в течение нескольких мес€цев изучал и описывал природу островов и быт их жителей; его правдивый и красочный рассказ об увиденном высоко оценили как любители словесности, так и ученые специалисты. ќтметим и такую деталь: переводчиком у √оловнина служил курилец, то есть айн, јлексей.

Ќам неизвестно, какое им€ носил он «в миру», но его судьба — один из многочисленных примеров контакта русских с курильцами, которые охотно обучались русской речи, принимали православие и вели с нашими пращурами оживленную торговлю.

 урильские айны, по свидетельству очевидцев, были очень добрыми, приветливыми и открытыми людьми. ≈вропейцы, посещавшие в разные годы острова и обычно кичившиес€ своей культурой, предъ€вл€ли высокие требовани€ к этикету, однако они отмечали характерную дл€ айнов галантность манер.

√олландский мореплаватель де ‘риз писал:
«»х поведение в отношении иностранцев настолько просто и искренне, что лучше не могли бы вести себ€ образованные и вежливые люди. явл€€сь перед чужестранцами, они одеваютс€ в свои лучшие платье, произнос€т простительно свои приветстви€ и пожелани€, склон€ют голову».

¬озможно, именно это добродушие и открытость не позволили айнам противосто€ть пагубному вли€нию людей с Ѕольшой земли. –егресс в их развитии наступил тогда, когда они оказались между двух огней: теснимые с юга €понцами и с севера — росси€нами.

—овременные айны

—лучилось так, что эта этническа€ ветвь — курильские айны — оказалась стерта с лица «емли. Ќыне айны проживают в нескольких резерваци€х на юге и юго-востоке о. ’оккайдо, в долине реки »сикари. „истокровные айны практически выродились или ассимилировались с €понцами и нивхами. —ейчас их всего 16 тыс€ч, и численность продолжает резко сокращатьс€.

∆изнь современных айнов разительно напоминает картину жизни древних дзЄмонцев. »х материальна€ культура на прот€жении минувших столетий изменилась столь незначительно, что эти изменени€ могут не приниматьс€ в расчет. ќни уход€т, но жгучие тайны минувшего продолжают волновать и тревожить, распал€ть воображение и питать неисс€каемый интерес к этому удивительному самобытному и ни на кого не похожему народу.

–убрики:  ’очу все знать!
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



Ћ√ѕ   обратитьс€ по имени —реда, 25 январ€ 2017 г. 21:27 (ссылка)
—колько еще тайн!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
valentina_ishenko   обратитьс€ по имени —реда, 25 январ€ 2017 г. 21:44 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“34“”–Ѕќ   обратитьс€ по имени „етверг, 26 январ€ 2017 г. 15:09 (ссылка)
»нтересна€ истори€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку