-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 

ѕодводные тайны цивилизации май€

—уббота, 04 Ќо€бр€ 2017 г. 14:01 + в цитатник

ƒревние май€ оставили немало загадок – чего стоит одно только предсказание конца света. Ќо их главна€ тайна – так называемые сеноты. — этими св€щенными колодцами св€зан секрет возникновени€ май€нских городов-государств, знаменитый календарь май€, астрономи€ и даже пирамиды. ј как именно св€заны, сегодн€, облачившись в костюмы дайверов, начинают вы€сн€ть в недрах сенотов археологи.  Ќа краю маленького кукурузного пол€ неподалеку от руин древнего города „ичен-»ца дерево раскинуло скудную тень над глубоким колодцем. ќттуда, из самых недр земли, эхом разноситс€ громкий крик: «¡Lo vi! ¡Lo vi!» («я видел, € видел!») – «¡Sí, es verdad!» («ƒа, это правда!»).

 


¬одолаз исследует сенот неподалеку от развалин “улума – древнего города май€. јвтор: ѕол Ќиклен


ѕодводный археолог √ильермо де јнда не верит своим ушам: он так долго ждал этих слов, что уже не наде€лс€ их услышать! «„то правда, јртуро?» ≈го напарник, археолог јртуро ћонтеро, кричит в ответ со дна колодца: «—вет солнца в зените! ¬се работает! ƒавай спускайс€!». ¬осторг переполн€ет ћонтеро, и вслед за словами несетс€ по-детски ликующий возглас.



 

¬ 2010 году де јнда, который к тому времени успел погрузитьс€ в дес€тки подобных сенотов – колодцев естественного происхождени€, расположенных на полуострове ёкатан, где когда-то процветала велика€ цивилизаци€ май€, – начал исследовать ’ольтун по приглашению маститого археолога –афаэл€  обоса. ѕогрузившись под воду на несколько метров и изуча€ стенки колодца, √ильермо вынырнул из небольшой впадины – и уперс€ головой в каменный выступ.  аково же было изумление ученого, когда он увидел, что на выступе были аккуратно разложены подношени€ божествам – человеческий череп, керамические издели€, череп собаки, кости олен€ и обоюдоострый нож, который, веро€тно, служил дл€ жертвоприношений. ¬се это пролежало здесь сотни лет. Ќалобный фонарь де јнды осветил обломки колонн, изва€ние антропоморфного €гуара и статую, похожую на небольшие каменные фигуры в ’раме воинов в „ичен-»це, где, по замыслу скульптора, они должны были поддерживать небо. Ѕез сомнени€, этот колодец посреди кукурузного пол€ был св€щенным местом с незапам€тных времен. Ќо почему?

 

¬ тематическом парке развлечений »шкарет к югу от  анкуна среди туристов бродит мифический повелитель смерти, предвеща€ начало театрализованной инсценировки древних ритуалов. Ёто красочное действо, венчаемое плаванием на каноэ, разворачиваетс€ раз в году – так потомки май€ воздают почести богине плодороди€ »ш-„ель. ѕрошлое здесь не ушло в небытие, и потому сегодн€ оно привлекает на ёкатан туристов не только со всей ћексики, но и со всего света. јвтор: Ўаул Ўварц

¬ последние двадцать лет археологи обращают все больше внимани€ на роль зенитного солнца в веровани€х май€. » лишь совсем недавно стало про€сн€тьс€, как все эти веровани€ вли€ли на архитектуру и планировку городов.


ƒе јнда – прославленный археолог-подводник, однако нового шанса поработать в сеноте ’ольтун и разгадать загадку он ждал три года: с финансированием было туго. јртуро ћонтеро, сотруднику университета “епеака, вообще в итоге пришлось отправитьс€ в экспедицию за свой счет. Ќо он решилс€ на это, так как за эти три года у де јнда и ћонтеро по€вилась гипотеза, объ€сн€юща€ св€щенную природу колодца и требующа€ об€зательной проверки.

 

»звестн€ковые породы ёкатана, подобно швейцарскому сыру, испещрены пустотами. ѕустоты эти заполн€ют воды, и, когда над подобной подземной полостью обваливаетс€ купол, образуетс€ сенот – открытый ровный круглый глубокий колодец, на дне которого плещетс€ вода. ћальчишки из селени€ яксуна, окунувшись в таком сеноте, выбираютс€ обратно по 20-метровой лестнице. ћестный скульптор создал статую фольклорного духа-озорника, а местные жители установили ее здесь в надежде привлечь еще больше туристов. јвтор: Ўаул Ўварц



Ќаконец настал долгожданный день: ћонтеро и студент ƒанте √арсиа —едано облачились в водолазные костюмы и страховочное снар€жение, а помощники из местных фермеров май€ спустили их в колодец на веревках. » вот теперь из колодца неслись крики и радостные вопли, а тем временем фермеры спустили туда сначала надувной плот, а вслед за ним и мен€. ƒе јнда, с которого под пал€щим солнцем ёкатана ручь€ми лил пот, еле влез в резиновый костюм – но в конце концов и его опустили на 20 метров в глубь колодца. ѕожалуй, впервые за много веков нам четверым предсто€ло увидеть шествие бога солнца по водной глади сенота.

 

30-метрова€ пирамида и платформа, украшенна€ головой оперенного зме€, свидетельствуют о былом величии „ичен-»цы. Ётот некогда могущественный город был возведен около IX века.  ак теперь полагают ученые, древние зодчие, планиру€ его, учитывали расположение четырех св€щенных сенотов, а также движение солнца по небосводу в течение года. јвтор: ѕол Ќиклен

ƒе јнда и ћонтеро рассуждали так – дважды в год, 23 ма€ и 19 июл€, солнце в этих кра€х достигает зенита – оно встает вертикально над головой и предметы перестают отбрасывать тень. ћежду тем известно, что астрономи€ была дл€ май€ св€щенным зан€тием, а календарь май€ и сегодн€ славитс€ точностью расчетов. ћонтеро и де јнда предположили, что май€ вывер€ли календарь так: астрономы спускались в колодец ’ольтун и выжидали момента, когда вертикальный луч света пронзит воду и утонет в глубине, не отразившись на сводах. “акое могло случатьс€ лишь 23 ма€ и 19 июл€, когда солнце оказываетс€ в своей высшей точке. “о есть вода на дне этого неприметного природного колодца превращалась дл€ древних май€ в св€щенные солнечные часы и хронометр дважды в год.

”зкое отверстие колодца-сенота было обманчиво. ¬нутри его стены расступались, превраща€сь в огромный свод, который напоминал бы купол собора – если бы не корни деревьев, продиравшиес€ к воде сквозь толщу камней. ћаленькое отверстие колодца имело форму пр€моугольника: веро€тно, в соответствии с представлени€ми май€ о том, что у космоса четыре угла. ќно впускало солнечный свет, который пл€сал на украшенных сталактитами стенах.  азалось, даже поверхность воды загоралась в тех местах, куда удар€ли лучи света, и непроницаемо-темные глубины становились прозрачными, окрашива€сь в нежный бирюзовый цвет.

 

ћолитва о дожде в селении яксуна. —то€ на колен€х, шаман возносит молитвы перед пр€моугольным алтарем, который символизирует ¬селенную – май€ считали ее четырех-угольной. ¬о врем€ этого древнего ритуала мужчины совершают ход по кругу с жертвенной пищей, а мальчики, сид€ на корточках, имитируют квакающих в дождь л€гушек. јвтор: Ўаул Ўварц

Ёто было 24 ма€ – следующий день после зенита. —олнечные лучи падали почти вертикально, так что ћонтеро не сомневалс€: накануне, когда солнце сто€ло в зените, столб света погружалс€ пр€мо в воду. —олнце уже больше не метало в колодец копь€ света, продолжив свой путь, а тем временем во вновь сгустившейс€ тьме двое друзей с упоением обсуждали, что они видели и что все это значит. «¡Un abrazo, hermano!» («ќбнимемс€, брат!») – воскликнул ћонтеро, и друзь€ бросились друг к другу пр€мо в воде и шумно обн€лись. ’от€ это были и не все догадки, которые им еще предсто€ло доказать.

”ченым давно известно, что, по представлени€м май€, пещеры и сеноты €вл€ли собой врата, ведущие в потусторонний мир – царство „ака, бога животвор€щего дожд€. ¬ последние двадцать лет археологи обращают все больше внимани€ на роль зенитного солнца в веровани€х май€. » лишь совсем недавно стало про€сн€тьс€, как все эти веровани€ вли€ли на архитектуру и планировку городов.

 

јрхеолог √ильермо де јнда погружаетс€ в сенот ’ольтун 19 июл€, за несколько минут до того, как солнце достигнет зенита. ƒважды в год светило занимает высшую точку на небосклоне – и в этот момент свет пронзает воду на дне сенота под пр€мым углом, а тени исчезают. ƒе јнда полагает, что на поверхности древние май€ возвели сооружение, которое точно так же «ловило» лучи света. јвтор: ѕол Ќиклен

—енот расположен к северо-западу от главной лестницы Ёль- астильо – знаменитой центральной пирамиды „ичен-»цы в пределах городской черты. »звестно, что в день весеннего равноденстви€ по одной из сторон главной лестницы пирамиды сползает змеина€ тень, наколдованна€ солнечным лучом, – ради этого зрелища сюда каждый год стекаютс€ тыс€чи туристов. Ќекоторые из них не прочь прогул€тьс€ чуть дальше, до —в€щенного сенота – колодца, поглотившего несметное количество жертв богам, в том числе человеческих. ј 23 ма€, в день зенита, как обнаружили ученые, солнце поднимаетс€ по линии северо-восточного ребра центральной пирамиды и садитс€ пр€мо по линии западной лестницы, именно той, на продолжении которой лежит неприметный колодец ’ольтун.

“еперь де јнда и ћонтеро предполагают, что май€, возвод€ свои грандиозные сооружени€, во многом ориентировались на расположение природных колодцев. «наменитый —в€щенный сенот находитс€ к северу от центральной пирамиды Ёль- астильо, а к югу и юго-востоку есть еще два колодца. ¬озможно, ’ольтун, расположенный к северо-западу от пирамиды, был еще одной вершиной невидимого ромба, который определил планировку св€щенного города и его главной пирамиды. ≈сли эти догадки подтверд€т дальнейшие исследовани€, значит, будут установлены точки, задающие систему координат „ичен-»цы.

 

ѕлыв€ над жертвенником в глубинах сенота ’ольтун, √ильермо де јнда внимательно осматривает груду костей. «Ёто ювелирна€ работа, – говорит фотограф ѕол Ќиклен. – ѕр€мо под тобой останки, которые покоились здесь веками, и ты должен уметь погружатьс€ не хуже насто€щего профи». јвтор: ѕол Ќиклен

ѕочему великие города-государства май€ на полуострове ёкатан пали один за другим, до сих пор остаетс€ загадкой. Ќо еще больша€ загадка – как они вообще сумели возникнуть в столь т€желых дл€ земледельца услови€х.


¬о вс€ком случае, на это уповает де јнда. ѕока же фермеры май€, облаченные в шорты и вьетнамки, вытащили археологов из колодца. ¬округ шелестели кукурузные пол€, изнывающие под пал€щим солнцем, но Ћуис ”н  ен – старший в команде, человек улыбчивый и уважаемый всеми односельчанами, по натуре оптимист. «Ќа дн€х хорошо пролило, – сказал он, смахива€ пот с лица. – „ак зашевелилс€».

ƒл€ таких, как ”н  ен, древние боги живы и по сей день, и среди них „ак, могучий властитель сенотов и пещер. Ќа благо всего живого он изливает с небес воду, которую хранит в глин€ных кувшинах в пещерах. „ак единый и многосущный: с каждым раскатом грома он воплощаетс€ вновь и вновь, чтобы разбить кувшин и выпустить дождь.

 

 ерамическую флейту с изображением человеческого лица под загнутым клювом птицы археологи обнаружили возле природного каменного алтар€ в глубине пещеры. ¬еро€тно, флейта была поднесена богам. јвтор: –оберт  ларк.

 аждое божество обитает в отдельном «параллельном» мире, из которых слагаетс€ космос. ѕомимо земного царства есть еще 13 небесных и 9 подземных миров, населенных дес€тками богов, которые то благовол€т люд€м, то обрушивают на них свой гнев. ¬се вместе они наполн€ли жизнь древних май€ грезами, видени€ми и страхами. Ёто они задавали годовой цикл сельскохоз€йственных работ, ритуалов плодороди€, да и вообще весь существующий пор€док вещей. —лова ”н  ена о том, что „ак зашевелилс€, означали, что не за горами посевной сезон.

 огда „ак не показываетс€ слишком долго, на индейцев ёкатана обрушиваетс€ масса бед и несчастий. ¬ полной мере их можно осознать, лишь ступив ногой на эту твердокаменную землю, похожую на лунную поверхность, – огромный, без конца и кра€ выступ скалы из известн€ка, который жадно забирает малейшие капли влаги. ƒождь просачиваетс€ сквозь известн€к до уровн€ грунтовых вод – так что на земле нет ни рек, ни ручьев. ѕоследн€€ надежда земледельца здесь – сеноты. ќни не что иное, как воронки в известн€ке, достающие до подземных вод. » неудивительно, что эти природные колодцы были дл€ май€ самыми св€тыми из мест, а бог дожд€ „ак повелевал именно сенотами.

 

√ильермо де јнда с гордостью демонстрирует свою находку, единственную известную внутри пещеры сакбе – св€щенную тропу. ” валуна каменна€ тропа поворачивает на запад, к искр€щемус€ зеркалу сенота. ѕо представлени€м древних май€, эта дорога вела в подземный мир – «перевалочный пункт» по пути на небо. јвтор: ѕол Ќиклен

’от€ с воздуха кажетс€, будто внизу шумит зеленое море густых джунглей, на уровне земли тропический лес предстает совсем другим – редкие худосочные деревь€ цепл€ютс€ корн€ми за грунт, заполн€ющий «карманы» и «гнезда», которыми усе€н известн€к. “ам, где впадины с грунтом достигают достаточно крупных размеров, май€ засевают кукурузное поле или мильпу – смешанные посадки кукурузы, тыквенных культур и бобовых, которые служат здесь основным источником растительного белка.

Ќо кукуруза ненасытна – она истощает почву, высасыва€ из нее максимум питательных веществ. “ыс€челети€ми земледельцы май€ спасаютс€ тем, что каждый год выжигают новый участок леса и сеют кукурузу на удобренных пеплом пол€х. ƒл€ нас это – беспощадное сведение лесов, а дл€ май€ – единственный шанс выжить.

ј где же вз€ть воду дл€ полей? ¬от тут-то и не обойтись без „ака.  укуруза не вырастет без сезонных дождей, причем они должны выпадать по строго определенному циклу. «имой дожди не нужны, иначе к марту пол€ и леса не просохнут и не будут гореть. —кудные дожди в начале ма€ см€гчат почву перед посевом, и совсем уж мелкий дождик поможет семенам прорасти и дать побеги. “огда-то и €витс€ юный бог кукурузы в виде едва оформившегос€ початка. » наконец, должны пролить ливни, чтобы молодые стебли т€нулись все выше и выше, а спела€ кукуруза наливалась зерном. ≈сли на любом этапе цикл нарушитс€ и дожди пойдут нерегул€рно и неравномерно, это неминуемо скажетс€ на урожае.

 

—тены пещеры усе€ны отпечатками взрослых и детских рук, а р€дом ма€чит тень ƒанте √арсии —едано – помощника √ильермо де јнды. Ќе исключено, что эта пещера была частью некоего ритуального ансамбл€, в состав которого входили четыре сенота, где также сохранились отпечатки ладоней, человеческие кости и подношени€ – керамические издели€. јвтор: ѕол Ќиклен


ѕочему великие города-государства май€ на полуострове ёкатан пали один за другим, до сих пор остаетс€ загадкой. Ќо еще больша€ загадка – как они вообще сумели возникнуть в столь т€желых дл€ земледельца услови€х.

ј они и не просто возникли – процветали. “ыс€чу лет назад население империи исчисл€лось миллионами, и северные май€ возвели такое великое множество городов – на сухих северных земл€х, непременно р€дом с живительными сенотами, – что археолог и сегодн€ не уйдет из лесов ёкатана с пустыми руками: здесь повсюду нетронутые руины. ѕорой их прежние обитатели пожинали обильный урожай, а порой изнывали от такой долгой засухи, что уровень грунтовых вод мог понизитьс€ метров на шесть. ¬ т€жкие времена в колодцах оставл€ли подношени€ богам – этим и объ€сн€ет √ильермо де јнда «склад» в сеноте ’ольтун.

„ерез пару дней после того как солнце сто€ло в зените над ёкатаном, мы с археологом и исследователем пещер ƒональдом —лейтером пробирались по тропинке, вьющейс€ между кукурузными пол€ми и лесом в нескольких километрах от „ичен-»цы. ¬друг кивком головы он указал направо и коротко бросил: «¬он она». ¬ полном замешательстве € огл€делась вокруг, но «ее» так и не увидела: слева от нас т€нулись кукурузные пол€, а справа – лес. «ƒа вон же!» – улыбнулс€ —лейтер. –€д тощих деревьев, а за ними другой, третий – и больше ничего.

 

“урист с дыхательной трубкой погрузилс€ в воды сенота Ћас- алаверас – «черепа» – неподалеку от “улума. ћестные май€ брали в этом колодце воду дл€ пить€ до тех пор, пока 30 лет назад ныр€льщики не обнаружили здесь человеческие кости. јрхеологи насчитали, что в тыс€челетней тьме этих вод поко€тс€ останки доброй сотни людей. јвтор: ѕол Ќиклен



Ќо вот смутные очертани€ сгустившихс€ зарослей метрах в п€тидес€ти от тропы преобразились в крутой холм. Ќикаких крутых холмов в этих кра€х и в помине нет. «ато есть пирамиды. Ќаша оказалось очень высокой. ј пр€мо напротив ее юго-западного угла зи€ла огромна€ пещера.

ƒл€ май€ пещера была широко разверстым ртом земного божества, пожирател€ всего живого – а быть может, и одним из обиталищ „ака. —лейтер наде€лс€ доказать свою гипотезу, вернее, даже две: во-первых, что эта пещера – св€щенный наблюдательный пункт, с которого удобно встречать солнце в зените. » во-вторых, что при планировании построек май€ ориентировались не только на сеноты, но и на пещеры. ¬ частности, —лейтер уверен, что «наша» пирамида – уже известна€ археологам, но до сих пор так до конца и не исследованна€ – была ориентирована относительно пещеры.

” входа в пещеру —лейтер указал на остатки ступеней, высеченных сотни лет назад. ¬озможно, по ним шаманы спускались в утробу «емли. ¬ ночь, предшествовавшую зенитному солнцу, жрецы, предполагает —лейтер, воздерживались от пищи и предавались ритуальным пл€скам и песнопени€м под звуки барабанов и двухкамерных глин€ных флейт, подобных тем, что он обнаружил внутри пещеры. “ак они восхвал€ли бога солнца за то, что он вновь возвел светило на самую вышину и призвал благодатный дождь.

” подножь€ пирамиды мы терпеливо ждали.  огда часы показали 8:07 утра, над одной из граней выплыл т€желый оранжевый шар и, помедлив пару секунд, €вилс€ во всей своей ослепительной красе. ѕодн€вшись над вершиной древнего сооружени€, солнце наполнило всю пещеру огненным светом.

ј много веков назад оно, дважды в году достига€ зенита, исполн€ло свой танец на площадке, венчавшей ныне разрушенный юго-восточный угол пирамиды.

 онтуры пирамид ёкатана повтор€ют траекторию восхода и захода солнца в дни равноденстви€ и достижени€ зенита. ƒл€ древних май€ они были космическими хронометрами, устремленными ввысь, будто небесные антенны.

∆ива ли сегодн€ у май€ пам€ть о великих обр€дах? я исколесила весь ёкатан в поисках ответа на этот вопрос.

¬ы€снилось, что в бедных земледельческих общинах, где сегодн€ живет большинство май€, по-прежнему признают и уважают „ака. — началом каждого сезона здесь вознос€т ему особую, продолжительную молитву о дожде – ча-чак.

 

√ид јнгел  анул последним покидает пещеру Ћас- алаверас, убедившись, что все туристы живыми и здоровми добрались до выхода в 18 метрах над водой. ѕосеща€ близлежащую пирамиду в  оба, многие останавливаютс€, чтобы искупатьс€. јвтор: ѕол Ќиклен

¬ 130 километрах к юго-востоку от „ичен-»цы, в окрестност€х региона, который носит громкое название –ивьера-ћай€ (чем одновременно и заманивает туристов, и вводит их в заблуждение), затер€лось селение „унпон. ќно входит в специально отведенную правительством «ону май€, занимающую значительную часть полуострова ёкатан. я побывала в „унпоне в компании ѕастора  амал€.

ѕастор водит экскурсии, с гордостью имену€ себ€ независимым гидом.  ак и многие его соплеменники, он крусоб. “ак называют тех, кто верует в √овор€щий крест – св€тыню дл€ коренного населени€ со времен ёкатанской войны рас, восстани€ май€, начавшегос€ в XIX веке, а завершившегос€ лишь в 1935 году. ѕастор, потомок воинов, сражавшихс€ с правительственными войсками, две недели в году круглые сутки стоит на часах в св€щенном гарнизоне, охран€€ крест.

«ѕо сути, крусобы – это уцелевшие май€», – объ€сн€л мне  амаль, когда мы с ветерком катили по шоссе по направлению к его родному городу. Ёто было €вным преувеличением: ¬ойна рас не выплеснулась за пределы полуострова, а сегодн€ около п€ти миллионов индейцев май€ насел€ют территорию, охватывающую треть ћексики в южной части, бóльшую часть Ѕелиза и √ватемалы, запад √ондураса и —альвадора. Ќо по сути  амаль прав: на ёкатане война не обошла стороной ни одну деревню.

я спросила  амал€, как в его душе уживаютс€ древние боги май€ и ’ристос, к которому индейцы частенько взывают, порой имену€ его Ќаш √осподь —в€тейший  рест в “рех Ћицах. «ћы политеисты», – ответил  амаль.  ак это ни удивительно, в «оне май€ практически нет католиков. «ато есть хмемы – шаманы, целители и колдуны, которые обыкновенно узнают о своем призвании во сне, а затем выступают посредниками между богами и верующими.

ѕод испепел€ющими лучами полуденного солнца  амаль ненадолго завез мен€ в „унпон, свое родовое гнездо. ¬ овальной хижине, где готовили еду, были подвешены в р€д несколько гамаков, в каждом из которых, м€гко покачива€сь, возлежал какой-нибудь родственник  амал€. ¬се родичи о чем-то увлеченно беседовали. ¬ помещении было бы прохладнее, если бы не очаг – три больших камн€ на земл€ном полу венчала огромна€ железна€ сковорода, под которой алели тлеющие угли.

 

¬ некогда св€щенных водах  арл и ƒжастин позируют дл€ фотографоф. Ёто была символическа€ свадебна€ церемони€, семейна€ пара организует дес€ток таких торжеств в год дл€ туристов и операторов. јвтор: Ўаул Ўварц


¬ очаге всегда поддерживаетс€ огонь, и угли никогда не затухают.

ћать  амал€, горда€, не слишком приветлива€ сухонька€ старушка, то и дело кидала на мен€ исподлобь€ недовольные взгл€ды – € была «испанка», непрошена€ гость€ чужих, неиндейских кровей. Ќо все же она напекла тортильи и подала их с м€сом, приправленным чили. „ерез некоторое врем€ хоз€йка недовольно осведомилась у сына, когда € уже наконец вылезу из ее гамака и пойду своей дорогой – ведь законы гостеприимства уже были соблюдены.

ћы отправились дальше, к деревушке „ун-ях, где, как и во многих селени€х в «оне май€, нет ни стационарной, ни сотовой телефонной св€зи с остальным миром, а в школах обучают только грамоте да счету. ¬ своем насквозь пропыленном жилище (несколько овальных лачуг с соломенными крышами, обнесенных забором) мен€ приветствовал, широко улыба€сь, человек в очках с толстыми стеклами – ћариано ѕачеко  амаль, хмем-шаман и учитель моего спутника.

ƒон ћариано поведал, что знает 40 видов целебных трав, с помощью которых умеет врачевать болезни, переломы и змеиные укусы.  огда в жизни ѕастора настали трудные времена, дон ћариано окружил друга защитным кольцом невидимого огн€. ћариано, как и другие шаманы, узнал о своем призвании во сне. “ам же ему открылось, о чем спрашивать каждого из богов и в какой день недели лучше всего это делать. » еще ћариано знает, где найти св€щенные пещеры.

ƒон ћариано встретил нас в потрепанных джинсах, обрезанных выше колен, и шлепанцах-вьетнамках. ѕо-испански он изъ€сн€лс€ с трудом, а поскольку в €зыке май€ € полный ноль, ѕастору пришлось изр€дно потрудитьс€, чтобы передать все тонкости моих вопросов. я спросила дона ћариано, как он ощущает, что он май€. Ѕлагожелательный и безм€тежно-спокойный, он ответил: «я ощущаю это, потому что мы бедные». я переспросила и услышала в ответ: «ѕотому что у нас така€ пища, цвет кожи, рост». » тут ему пришло в голову, как объ€снить пон€тнее: «ѕотому что здесь нет фабрик, машин, дыма. Ќочью все спокойно и тихо. ”тром € говорю: сегодн€ сделаю то-то и то-то. ћы работаем дл€ себ€.  огда работаешь на других, тебе говор€т: отдай мне свое врем€. Ќо май€ сами себе хоз€ева». ј еще он рассказал нам, как всегда здесь проходит обр€д ча-чак.

 

“ринадцать человек живут под одной соломенной крышей глинобитного дома. √осударство,  интана-–оо, заработал дес€ть миллиардов долларов от туризма в прошлом году, но мало что досталось таким вот небольшим общинам май€. јвтор: Ўаул Ўварц

ћай€ используют пр€моугольный жертвенник, шириной менее метра, сооруженный из молодых деревьев и нескольких досок и олицетвор€ющий мир земной. Ќа нем в строгом пор€дке раскладывают всевозможные €ства дл€ „ака и расставл€ют чаши, сделанные из высушенной и выдолбленной тыквы. „аши наполн€ют св€щенным перебродившим напитком баль-чай, приготовленным из древесной коры. ≈ще один непременный атрибут жертвенника – сосуды из тыквы со св€щенной водой, набранной в сеноте или пещере. ¬ качестве особой жертвенной пищи „аку поднос€т 13 «хлебов» – толстые тортильи из 13 слоев кукурузного теста, олицетвор€ющих 13 уровней небесного мира. ’леб заворачивают в листь€ бакалча€ – местного винограда, и выпекают в пибе – €ме размером с гроб, вырытой р€дом с алтарем. ¬есь этот сложный церемониал осв€щает расп€тие, установленное в середине задней части стола.

Ќаблюдать же общение с „аком воочию мне довелось в другом небольшом селении, яксуна. ќднажды утром, таким же знойным, как и все другие – когда иссушенна€ земл€ жаждет влаги, но на небе по-прежнему ни облачка, – мне удалось увидеть обр€д, призванный поторопить бога дожд€, который €вно где-то замешкалс€.

ќтча€вшись дождатьс€ спасительных ливней, жители яксуна во главе с хмемом на прот€жении двух дней без сна и отдыха зазывали „ака в свои кра€. ќни преодолели долгий путь через лес к тайной пещере и по веревкам бесстрашно пробрались в самое ее сердце, чтобы набрать воды дл€ обр€да. ќни возвели жертвенник, вырыли пиб и, не поскупившись, раздобыли 13 откормленных кур дл€ приготовлени€ ритуальных €ств. ∆ертвенник охран€ли всю ночь, поддержива€ дух молитвами и баль-чаем. ќни раскатали множество 13-слойных кукурузных хлебов-лепешек с тыквенными семечками и, не подпуска€ женщин, испекли их в пибе. ¬ынув хлеба из огн€, €му оставили открытой, чтобы дым поднималс€ пр€мо к богу дожд€ – как особое подношение.

» вот теперь перед алтарем сто€л хмем-шаман »полито ѕук “амай – морщинистый человек с плавными, размеренными движени€ми, облаченный в красную бейсболку и пор€дком застиранную рубашку. ќн молилс€ „аку, »исусу ’ристу, всем св€тым, »оанну  рестителю, силам земли и неба, и снова „аку о том, чтобы они ниспослали им и всем май€ в округе благодатный дождь, который дал бы шанс прожить еще один полный солнечный цикл.

ѕо указанию шамана один из местных жителей взобралс€ на камень, сто€щий позади и чуть сбоку от алтар€. ”севшись на корточки, он не шевелилс€ и лишь врем€ от времени дул в один из сосудов из выдолбленной тыквы, в которых „ак хранит ветер. » это уже был не просто односельчанин – теперь это был бог дожд€, он сидел с закрытыми глазами, чтобы его грозный взгл€д не испепелил все вокруг. ƒвое других участников поднесли «„ака» спиной к алтарю – чтобы в непредвиденных обсто€тельствах хмем смог бы обезвредить могучую силу бога дожд€ благословением.

¬округ алтар€ – земного мира расселись на корточках п€теро чуть оробевших мальчишек, по одному на каждом углу и один в центре. „етверо из них приговаривали: «’маа-хмаа-хмаа», а п€тый – «Ћек-лек-лек-лек-лек» – звуки сливались воедино, и казалось, будто это квакают л€гушки вечером во врем€ дожд€.

» вдруг, откуда ни возьмись, подул ветер, а в синей вышине над головой раздались раскаты грома! » вскоре, когда усталым люд€м раздавали ритуальную пищу (курицу и кукурузные хлеба с семечками), хлынул насто€щий летний ливень. ќчевидно, „ак прин€л подношени€ и вн€л молитвам.


»сточник: nationalgeographic.com

–убрики:  ¬округ света
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



“авричанка   обратитьс€ по имени —уббота, 04 Ќо€бр€ 2017 г. 15:36 (ссылка)
ќчень интересно! —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
yuriy_iWowWe   обратитьс€ по имени —уббота, 04 Ќо€бр€ 2017 г. 16:00 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mjja   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 Ќо€бр€ 2017 г. 15:21 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
valentina_ishenko   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 26 Ќо€бр€ 2017 г. 12:24 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку