-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Desert_Man

 -ѕодписка по e-mail

 

»нтересные и шокирующие факты о кулачных бо€х на –уси

ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2018 г. 12:53 + в цитатник

—овременным люд€м иногда кажетс€, что все старинные традиции достойны возрождени€. —ледовать заветам наших предков – что может быть правильнее? ќднако некоторые обычаи было бы неплохо оставить в прошлом, особенно если они пр€мо противоречат ”головному кодексу. –ечь идет о кулачных бо€х – удалой молодецкой забаве, которой в нашей стране тешились испокон веков. ќткуда вз€лась эта традици€? » почему гибель человека в результате такого побоища оставалась безнаказанной?

 
∆ертвоприношение ѕеруну
 
¬ каждом человеке есть агресси€, и она периодически требует выхода. ∆елание про€вить свою «силушку богатырскую», если нет другой возможности отличитьс€, вполне естественно дл€ мужчин. » сегодн€ тыс€чи людей с интересом след€т за поединками единоборцев: боксеров, каратистов, сумоистов и т.п.
 
— древнейших времен во всех странах развивались различные стили боевых искусств. –усские кулачные бои помогали подросткам и молодежи освоить навыки, которые впоследствии могут пригодитьс€ в жизни. Ќо изначально такие поединки были обр€довым действом, проводившимс€ на €зыческих праздниках, свадьбах, похоронах и во врем€ других важных меропри€тий. ƒаже по€вилась поговорка - «Ѕез бойца – нет венца».
 
—ража€сь в кулачных бо€х, жители ƒревней –уси отдавали дань уважени€ верховному божеству слав€нского пантеона – ѕеруну. ƒалекие предки верили, что он управл€ет молни€ми и громом, покровительствует доблестным воинам – кн€зю и его боевой дружине.
 
ќбр€довые действи€ в честь ѕеруна представл€ли собой смертельные поединки, все погибшие в которых считались жертвоприношением грозному богу. ”частие в бо€х было своеобразным доказательством храбрости и доблести воинов, которые таким образом заслуживали покровительство божества.
 
 
ѕодражание “оптыгину
 
»нтересно, что даже в XIX веке жители –оссийской империи придавали обр€довое значение кулачным сост€зани€м. Ќапример, перед поединками многие бойцы совершали нечто, напоминающее ритуальный боевой танец – так называемое «ломание». ћужчины начинали двигатьс€, подража€ действи€м медвед€, собирающегос€ вступить в схватку с противником. Ѕойцы символически призывали на свою сторону силы природы, которым поклон€лись в €зыческие времена. Ќапример, в ѕсковской области такое ломание называли «пл€ской горбатого», опаса€сь даже упоминать им€ тотемного животного.
 
ѕосле утверждени€ христианства на –уси ÷ерковь начала борьбу с €зыческими обр€дами. ѕод ее прицелом оказалась и традици€ проведени€ кулачных боев. Ќо этот "бой" она проиграла, так же, как и в случае с ћасленицей: слишком сильны были данные веровани€ в народе.
 
ѕримечательно, что сам легендарный летописец Ќестор сурово осуждал такую €зыческую потеху. ¬ «ѕовести временных лет» (XII в.) есть такие строки: «—ебо не погански ли живемъ...нравы вс€ческими льстими, превабл€еми отъ Ѕога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, €ко упихати другъ друга позоры деюще от беса замышленаго дела». Ќар€ду со скоморохами и музыкантами христианский автор, сторонник аскетического образа жизни, порицает участников различных массовых игрищ, которые «пихают» (то есть бьют) друг друга, поскольку полагает, что все это идет «от беса».
 
≈ще в 1274 году на ¬ладимирском соборе митрополит  ирилл запретил св€щенникам отпевать погибших в результате кулачных боев, а их участников было приказано отлучать от церкви.
 
 
 
“рупы на льду
 
–азумеетс€, никто никогда не путал кулачные бои с банальными драками.  ак и любые обр€довые действи€, они всегда проводились по правилам, в предусмотренное врем€ и в специальных местах. ќсобенно много таких поединков устраивали на ћасленицу и другие праздники. ѕримечательно, что подобные про€влени€ агрессии сопровождались увеселительными меропри€ти€ми: выступлени€ми музыкантов и €рмарочными гул€нь€ми. ∆елающих понаблюдать за схватками всегда было достаточно.
 
¬ столице бои проводились на льду ћосквы-реки, на ¬оробьевых горах и на других площадках массовых гул€ний. јреной питерских баталий были берега Ќевы и ‘онтанки. ¬ других российских городах тоже имелись особые места, где по праздникам сходились в рукопашной схватке представители всех сословий: двор€не, купцы, мещане, кресть€не, мастеровые. «десь все считались равными.
 
Ѕойцы могли сражатьс€ один на один или стенка на стенку, существовал и третий вид противосто€ни€ - свалка-сцепл€ка – нечто вроде современных стычек футбольных фанатов. ¬ такой борьбе соблюдение правил практически невозможно было отследить, поэтому на льду после побоищ оставались лежать убитые и покалеченные люди. «а их гибель и страдани€ никого не привлекали к ответу. —читалось: во-первых, человек знал, на что шел, и, во-вторых, вычислить конкретного убийцу было сложно.   тому же никакой личной вражды между бойцами не предполагалось.
 
 

Ѕожь€ кара
 
Ќа –уси издревле существовала така€ форма народной юстиции, которую называли «поле».  огда простой люд еще мог отстаивать свои права, а двор€не не перен€ли западную традицию решать разногласи€ на дуэл€х, разобратьс€ со своим обидчиком можно было, вызвав его на честный бой, который велс€ до смерти одного из оппонентов.
 
≈сли ранее погибшего в ходе сост€зани€ в честь ѕеруна приравнивали к жертвоприношению, то покинувшего бренный мир «на поле» автоматически зачисл€ли в виноватые. ƒескать, его постигла Ѕожь€ кара за совершенные злоде€ни€.
 
ѕодобные случаи не были редкостью. –одовитые бо€ре, например, не жела€ рисковать жизнью и здоровьем, в случае необходимости могли выставить вместо себ€ специально нан€того бойца. ≈го поражение означало проигрыш в конкретной т€жбе: если спор касалс€ земли или ценных вещей, то имущество отходило победившей стороне. ¬ данном случае кулачный бой был аналогом судебного разбирательства, а дело рассматривали высшие силы. ѕо крайней мере, так считали жители –уси.
 
Ётот обычай нашел свое отражение в творчестве известного поэта ћихаила Ћермонтова. ¬ поэме «ѕеснь про цар€ »вана ¬асильевича, молодого опричника и удалого купца  алашникова» описан поединок, поводом к которому послужила лична€ обида. ¬прочем, после —мутного времени подобна€ форма народной юстиции попала под запрет. ѕредставители династии –омановых не признавали никаких альтернативных методов решени€ споров, кроме соответствующих обращений к власт€м.
 

—видетельства очевидцев
 
»деализиру€ стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. ќднако многочисленные очевидцы говор€т об обратном. Ќапример, патриарх »оасаф I, возглавл€вший –усскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «ћногие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе став€тс€ и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». ¬прочем, он был руководителем христианской церкви, котора€ выступала против €зыческих обр€дов. Ќо вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата —игизмунда фон √ерберштейна. ¬ книге ««аписки о ћосковии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Ќачинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой €ростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным част€м, и, вообще, каким только можно способом, сост€за€сь взаимно о победе».
 
Ќо это было в XVI веке. ћожет, со временем нравы см€гчились?  ак вы€сн€етс€, не особо. —оветник правлени€ ћосковского университета ћихаил Ќазимов оставил рассказ о том, как проходила эта народна€ потеха в его родном јрзамасе. ¬ работе «¬ провинции и в ћоскве с 1812 по 1828 год. »з воспоминаний старожила» можно прочесть, что в јрзамасе в кулачных бо€х на ћасленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. ј местные власти ничего не могли с этим поделать. Ќекоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ дл€ «поддержани€ физической силы и воинственных наклонностей народа».
 
ќчевидцы описывают кулачные бои XIX века крайне негативно. »ногда стенка на стенку сходились работники двух заводов, порой отношени€ вы€сн€ли городские и деревенские. Ќикто никаких правил, конечно, в пылу сражени€ не соблюдал. “рупы погибших пр€тали, а травмы объ€сн€ли несчастными случа€ми.  ак и прежде, смерть в кулачном бою не считалась в народе криминальной.
 
 
 
Ћежачего били кусками свинца
 
ѕервоначальные правила таких поединков не запрещали сжимать в руках камни или кусочки металла. √лавное, чтобы эти предметы, увеличивающие силу удара, не были заметны. ¬о врем€ зимних забав бойцы, как правило, пр€тали в рукавицы свинцовые бруски. ¬опреки всеобщему заблуждению, также разрешалось бить лежачего противника, даже истекающего кровью.
 
ѕредставители светской власти объ€вили такие развлечени€ вне закона только в XVII веке. ÷арь ћихаил ‘едорович –оманов (1596-1645 гг.) повелел земским приказам наказывать зачинщиков массовой кровавой бойни. ќднако ѕетру I (1672-1725 гг.) кулачные бои были по душе, пользовались они попул€рностью и во врем€ правлени€ ≈катерины II (1729-1796 гг.). ≈е фаворит √ригорий ќрлов сам не раз участвовал в поединках.
 
—м€гчению правил кулачных боев и уменьшению количества погибших росси€не об€заны императрице ≈катерине I (1684-1727 гг.), котора€ издала соответствующий указ 21 июн€ 1726 года. ¬ его тексте говоритс€: «ќсмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадЄт, лежащих никого не били б». ¬прочем, удалые молодцы нашли выход из положени€: перед побоищем они мочили рукавицы в проруби и оставл€ли их на морозе. —тоит ли говорить, что в пылу €ростной борьбы посредством таких "перчаток" вполне можно было убить человека.
–убрики:  »нтересное
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



“34“”–Ѕќ   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2018 г. 16:46 (ссылка)
Homo homini lupus est(
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлла_—тудентова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2018 г. 18:21 (ссылка)
135483672_tepliiprivet200x183 (280x200, 56Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку